«Помимо «Московских Новостей», «Открытая Россия» станет обладателем прав на издание газеты «Moscow News» и еженедельного приложения «Родительское собрание». В настоящий момент сделка завершена и одобрена Антимонопольным Комитетом», – говорится в официальном сообщении организации.
Главой наблюдательного совета, который создан «для осуществления независимого общественного контроля над изданием газеты «Открытая Россия», станет возглавлявший «Московские новости» во времена перестройки и «Общую газету» во времена сравнительно недавние Егор Яковлев, а генеральным директором издательского дома «Московские Новости» назначен Кирилл Легат, гендиректор телестудии «Телевидение специального назначения», один из создателей ТВ-6 .
В официальном сообщении говорится также, что в планы «Открытой России» входит улучшение качества печати «Московских Новостей» и введение цвета. Помимо этого, сохранив статус общественно-политического издания, еженедельник приобретет «ряд черт газеты выходного дня, рассчитанной на более широкую читательскую аудиторию».

Но в своем сообщении ни словом не упоминает о коммерческой стороне приобретения «МН», подавая его как почти гуманитарный проект. Слова руководителя ряда программ «Открытой России» Ирины Ясиной: «'Московские Новости' – старейшая демократическая газета страны, которая, к сожалению, переживает сейчас не самые лучшие времена. – 'Открытая Россия' уже давно реализует ряд программ по поддержке независимых СМИ. Помощь 'Московским Новостям' станет для нашей организации еще одним шагом в этом направлении». И эти слова в данном случае не выглядят лишь пафосной декларацией: дела газеты в последнее время шли уж слишком плохо, чтобы ее приобретение можно было расценивать как коммерчески выгодное преприятие. Согласно оценке исследовательской компании RPRG, за первое полугодие прошлого года «МН» при объявленном тираже в 119,5 тыс экземпляров заработала всего $195 тыс. Причем надо понимать, что оценка эта завышена минимум вдвое: она сделана путем формального измерения площади опубликованной в газете рекламы и умножения полученной цифры на официальную цену размещения – то есть без учета индивидуальных скидок и бартера.

Зато к содержанию газеты будут причастны многие персоны, широко известные своей гуманитарной деятельностью: Егор Яковлев говорил в четверг, что он хотел бы включить в свой несформированный пока наблюдательный совет председателя комиссии при президенте России по реабилитации жертв политических репрессий Александра Яковлева, руководителя центра Карнеги Лилию Шевцову, научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, а также бывшего посла России во Франции Юрия Рыжова.

Судьба теперь уже бывшего главного редактора «МН» Виктора Лошака пока неизвестна: он категорически отказывается от любых комментариев. По некоторым данным, его будущая работа может быть связана с министерством культуры. Сам он сказал «Газете.Ru» об этом так: «К сожалению, я не могу обеспечить вам комментарии ко всем слухам». Столь же щедр на комментарии и теперешний главный редактор «МН» Евгений Киселев.

Зато глава наблюдательного совета обновленного еженедельника Егор Яковлев о своем новом назначении «Газете.Ru» кое-что рассказал:

– Был звонок от Жени (Киселева – «Газета.Ru») с вопросом о том, как я отношусь к совместной работе. Я ответил, что мы слишком давно дружим, чтобы теперь это обсуждать: я был первым человеком, который благословил Женю на «Итоги», а он был первым, кто взял у меня интервью, когда Ельцин отправил меня из «Останкина»... Естественно, прошлое этой газеты довлеет. Ее популярность была редкостной, она может сравниться буквально с двумя-тремя газетами. Когда я перестал работать в «Московских новостях», было очень много доброхотов, которые говорили, что после моего ухода «Московские новости» не имеют серьезного тиража, и люди по вечерам не собираются у входа в газету, как это было раньше. Это несправедливо, потому что таково было веление времени: захлебнулась перестройка, люди потеряли интерес к политическим реформам. И я не думаю, что если бы я не ушел в «Останкино» и остался в «Московских новостях», то при мне этого бы не произошло. Другое дело, что у меня есть ощущение, что
сегодня вновь нарастает политический подъем в стране и желание людей участвовать в политике, желание не доверять свою судьбу партиям и различным объединениям, а вновь начать ее решать самостоятельно. Для этого «возрожденные «Московские новости», или как угодно их называйте, были бы очень полезны.
Опять совпадает время и предназначение.
– Изменится ли концепция газеты?

– Похожий вопрос мне задали на второй день моего прихода в «Останкино». Неужели на второй день можно об этом спрашивать? Видите, у меня был определенный перерыв во времени после «Общей газеты» и наблюдением пейзажа из-за окна. Однако у меня есть уверенность в том, что наступило время возвращения к журналистике. Мы можем как угодно поливать режим, цензуру, но все дело в том, что настает время нового политического подъема. Мы все это чувствуем, мы все чем-то происходящим недовольны. Ведь социализм с демократическим лицом не получился, правда? А капитализма с человеческим лицом тем более быть не может.
И в том, что мы все сегодня должны думать, работать и стараться выработать новые позиции для политического, демократического и экономического устройства России, я в этом уверен. Если мне удастся создать для этого элитную группу интеллигенции, я буду считать, что все нормально.

Когда я позвонил своему другу Игорю Малашенко, и он узнал о том, что здесь происходит, то сказал, что может лишь повторить слова одного незабвенного руководителя: «Ничего себе загогулина!»
Действительно произошла загогулина: я возвращаюсь на Пушкинскую площадь.
Когда я уходил из «Известий», они выпустили большой плакат «Как из «Известий» попасть в «Московские новости». Теперь можно рисовать новый плакат...
– Изменится ли состав журналистского коллектива «Московских новостей»?

– Я их нежно люблю, я их брал на работу. Говорить о смене или о каком-то тем более преследовании – вещь невозможная. Но ведь никогда не бывает, чтобы все оставалось, как прежде. Я никогда не увольняю, я поднимаю планку требований, и если у человека не получается – он отсыхает, как веточка. Это, может быть, негуманно, но это так. – Как известно, на основе «Общей газеты» был создан «Консерватор». Как вы отнеслись к смерти этого издания?

– Как к неизбежной кончине (смеется). Мне даже смешно об этом говорить, потому что не было такой газеты. Консерватор был, а газеты не было. Я не знаю, что заставило этого человека (имеется в виду Вячеслав Лейбман, новый владелец издания. – «Газета.Ru») совершить серию благоглупостей. Есть такой момент, как мои сложившиеся отношения с очень известным руководством страны, которые в какой-то мере определили закрытие «Общей газеты». Может быть, он имел задание перехватить «Общую газету» и сделать из нее «Консерватор». Может, что-нибудь другое. Во всяком случае, нормальный человек бы таких вещей не делал. Если тебе не нужна «Общая газета», а нужен «Консерватор», то не покупай «Общую»...

– Были ли у вас при вступлении в новую должность опасения, связанные с продолжающейся атакой на ЮКОС? Ведь, как известно, новые владельцы «МН» – акционеры ЮКОСа...

– Видите ли, пока я имею дело только с Ириной Евгеньевной Ясиной, которая возглавляет фонд «Открытая Россия»: в основном всем этим занимается она. Это милейшее, интеллигентное и очень умное существо. А с Ходорковским я беседовал буквально один раз, да и то не по своим делам: был в университете Юрия Афанасьева, когда Леонида Невзлина выбирали ректором. Ходорковский подошел ко мне знакомиться, мы пообщались. Впечатление осталось очень приятное. Но главное в другом. Я видел много разных людей... Березовского, допустим, я звал брючником, потому что он сначала, держась за штанину Каданникова, вышел на Коржакова, потом ухватился за его штанину и попал в «клуб» президента, потом вышел на семью...

Зато в первые же дни скандала с ЮКОСом я увидел людей, которые не испугались, не бросились врассыпную и стали доказывать то, что считают нужным. Это улучшило мое настроение. Это многое обещает...
04 СЕНТЯБРЯ 19:25