Лужков предлагает ужесточить контроль за приезжими с помощью налоговых органов. Причем пострадают в случае реализации предложений мэра те, кто сдаёт им квартиры.
Схема, предложенная градоначальником, проста: участковые и дворники, которые должны знать постоянных жильцов домов на своих участках, в случае появления новых лиц стучат в налоговые органы. Те, проверяя сигнал, находят хозяина подозрительной квартиры и требуют с него налоги на доходы, получаемые с жильца. При этом документом, удостоверяющим отношения нанимателя и хозяина квартиры, является договор, в котором фиксируется в том числе и имя нанимателя.
В этом весь фокус. По российским законам (даже без московской специфики), человек должен быть зарегистрирован по месту жительства, только если проживает в таком-то городе. Проверка документов на улице на самом деле никак не может определить – проживает человек, скажем, в Москве, или нет – он мог только что приехать. Поэтому облавы милиции в метро, на улице или ещё где-либо – не более чем пугалка для слабонервных и способ заработка для патрульных. Доказательством необходимости регистрации человека по месту жительства может быть только договор найма или документ, удостоверяющий собственность на жильё.

Мэр периодически выступает с предложениями ужесточить правила регистрации и нахождения в городе граждан России, не удостоившихся чести быть москвичами, но встречает сопротивление со стороны федеральных органов. Напомним, в конце ноября прошлого года руководитель департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Минюста Татьяна Хомчик заявила, что министерство будет возражать против обязательной регистрации приезжих в Москве. Она пообещала, что Минюст проведет юридическую экспертизу документов правительства Москвы, если оно всё-таки решит ввести регистрацию приезжих в столице. Вот и теперь в центре общественных связей Минюста «Газете.Ru» подтвердили, что позиция ведомства остаётся прежней.

Но мэр ссылается на международный опыт. «Так принято во всем мире: человек, гражданин, семья, переезжающая в другой город и снимающая там жилье, проходит обязательную регистрацию», – заявил он и напомнил, что в Москве разрешительная регистрация отменена. Но, видимо, ненадолго.
Лужков подчеркнул, что государство «препятствует Москве обеспечивать ее интересы в области регистрации», и вновь предложил восстановить для Москвы и Санкт-Петербурга процедуру обязательной регистрации приезжих.
Ссылки на другие страны сомнительны. Нечто похожее на нашу регистрацию из развитых стран имеет разве что Германия (кстати, особенно часто приводимая в пример московскими чиновниками). Там действительно процедура заканчивается даже штампом в паспорте. Правда, всё делается быстро и без массы бумаг. В Великобритании же, Италии, Греции, Нидерландах и др. государство намного больше интересует то, где человек работает (и платит налоги), чем то, где он живёт.
Стоит сказать, что незарегистрированные граждане работают в Москве не только в непрестижных местах – продавцами, уборщицами, рекламными агентами. Многие приезжают, чтобы устроиться программистами, журналистами, менеджерами. Следовательно, зачистка может коснуться и их.

«Проблема должна решаться не однобокими принудительными методами, – убежден руководитель крупной российской интернет-фирмы. – Необходимо создать условия, при которых арендодателям (или хотя бы их части) было бы интересно «выйти из тени». Наш собеседник рассказал, что ни разу не замечал, чтобы их хозяева платили налоги с взимаемой ими платы. Один из арендодателей считает, что «в случае чего» проще договариваться с участковыми.
Впрочем, нелегальных жителей Москвы можно успокоить. Громкие заявления мэра – лишь разговоры на публику. Ни МВД, ни налоговые органы Лужкову не подчиняются, и потребовать от них тех или иных решений он не может.
А брать на себя лишнюю работу по получению в бюджет не очень больших в общем-то средств налоговики вряд ли захотят. Мороки с этим будет больше, чем реальной пользы. Каждый хозяин квартиры, если он сдаёт её регулярно, должен будет оформить этот факт как предпринимательскую деятельность. По различным оценкам, в Москве от одного до трёх миллионов постоянно проживающих иногородних граждан России. Соответственно, в среднем около 2 млн арендодателей должны будут практически одновременно обратиться в налоговые инспекции, от чего те просто захлебнутся.
Стараясь одной рукой «упорядочить», а по сути выгнать из Москвы часть приезжих, мэр другой рукой приглашает их для работы в непопулярных структурах. На сегодняшнем же заседании правительства города решено, что иногородние жители будут привлекаться в патрульные и конвойные службы Москвы. Логика понятна: приезжие, готовые многое отдать за «прописку в Москве», с особым рвением будут очищать город от конкурентов.

С другой стороны, увеличение количества милиции на улицах сделает ее работу еще более очевидно неэффективной. По данным организации «Нелегалы Москвы», в Лондоне 26 812 полицейских, в Токио – 36 673, в Нью-Йорке – около 40 000, в Москве же – более 150 000, при том что количество преступлений продолжает расти.

Впрочем, коренной московский избиратель вряд ли задумывается о таких вещах, и Лужков это понимает. Иначе в речи, предназначенной для ушей жителей Москвы, собирающихся принять участие в выборах мэра, он сделал бы акцент не на борьбе с приезжими, а на какой-нибудь другой московской проблеме, которых предостаточно.
14 ЯНВАРЯ 19:39