Пенсионный советник

Размышления между колец

Вадим Нестеров 27.11.2002, 20:54
Фото: thetraveller.ru

«Русский проект: традиции усадебной архитектуры» — очередной неординарный фотопорект «МуАра».

Желание иметь жилище за городом для жителя мегаполиса – желание архетипическое. Его последствия зависят от финансовых возможностей жертвы урбанизации. Чаще всего это стремление выливается в домишко, образующий на шести сотках вместе с пристроенным сараем архитектурный ансамбль имени кума Тыквы. Реже — в неуклюжий загородный дом, огромные размеры и пожарный цвет которого выгодно подчеркивают всю его несуразность. Напомнить горожанам, какими должны быть загородные дома, решили организаторы выставки, которая открылась 26 ноября в Музее архитектуры им. А. В. Щусева.

Фотовыставка «Русский проект: традиции усадебной архитектуры», организованная Обществом изучения русской усадьбы и Фондом возрождения русской усадьбы, посвящена двухлетию создания фонда и десятилетию возрождения общества. Проекта, не замыкающегося на двух-трех знаменитых архитектурных комплексах, а пытающегося взглянуть на усадьбу как на явление русской культуры, мы не видели уже много лет. А ведь усадебная культура, достигшая расцвета на рубеже XVIII--XIX веков, еще в те далекие времена перешагнула рамки чисто архитектурного явления — это часть огромного пласта, нашедшего отражение в литературе, театре, живописи, музыке и многих других видах отечественного искусства.

Надо сказать, что стремление показать не просто виды Кускова и Марфина, а усадьбу как таковую очень легко могло привести организаторов к мягкой посадке в лужу — слишком уж многогранен феномен усадебной культуры. Однако конфуза не произошло. Впечатление производит как объем и разнообразие материала (в экспозиции представлено более трехсот фотографий со всех уголков страны — от республики Марий-Эл до Крыма), так и нестандартное экспозиционное решение. Экспозиция представлена как два непрерывных фотопотока. По внешнему периметру комнаты идет широкая лента, внутри которой, как кирпичи в кладке, скомпонованы многоцветные снимки. В центре, вокруг колонн — меньшее фотокольцо, уже черно-белое. Это архивные фотографии, сделанные в начале века, на которых тоже запечатлены усадьбы. Между кольцами, прослойкой, — посетители.

На цветном фотокольце Рязанская область перетекает в Пензенскую, а та — в Вологодскую. Беседки сменяются прудами, аллеи — перголами, статуи, парки, церкви, конные дворы сменяют друг друга… В усадебных постройках частенько воплощались самые новаторские и интересные архитектурные идеи времени, и классицизм на снимках перетекает в модерн, а тот – в постройки в древнерусском стиле. По людскому кольцу циркулируют разговоры:

— Смотри, какие полутеламоны на фасаде интересные!

— Да, богато тогда строили…

— Когда уже усадьбы владельцам возвращать начнут? У меня имение в Тамбовской губернии!

Но разговоры живой прослойки в духе бессмертного «Эх, люди жили!» скоро потерянно стихают. Очень уж разителен контраст между внутренним и внешним кольцом. Там — ухоженные цветники, здесь — в лучшем случае грядки с картошкой. На дореволюционных снимках — подтянутые инженеры в форменных тужурках. На сегодняшних — обессмертившие свои имена на стенах памятников Башлай А. В. и Сережа и Юра, 18.IV.1984 г. Когда-то в усадьбах специально строились декоративные руины, подобные башне-руине в усадьбе Зубриловка Пензенской области. Теперь там давно руины подлинные, но смотреть, скажем, на изображение храма-усыпальницы в усадьбе Волышово в той же самой Пензенской области без тяжелого чувства все равно не получается.

Если и встретишь на сегодняшних снимках ухоженное здание, так оно обязательно оказывается если не в Михайловском, то в Тарханах. Между тем только в Центральной России, по оценкам специалистов, насчитывается более 250 пустующих исторических усадебных комплексов.

Фотографии сделаны непрофессиональными фотохудожниками — это работы сотрудников Фонда возрождения русской усадьбы и членов Общества изучения русской усадьбы, которые постоянно путешествуют по всей стране, изучая и фиксируя состояние усадебных памятников. Но основной посыл выставки все-таки оказался больше чисто агитационного. Усадьбы проектировали и строили выдающиеся русские и западноевропейские архитекторы, поэтому у нас вполне реально рядом с неказистой деревушкой обнаружить творение Казакова или Шехтеля. Архитектура — действительно искусство, которое выше времен, а красота и разнообразие созданий старых мастеров производят впечатление, даже если дошли к нам в виде черно-белой ленты.

Выставка продлится до 13 января.