Решение калининградской проблемы, как и ожидалось, оказалось не таким, как хотелось бы России. Кремлю, как он ни упирался, пришлось согласиться с вариантом Евросоюза, предусматривающим введение разрешительного транзита для российских граждан, следующих наземным транспортом через Литву в Калининград или обратно. В совместном заявлении сторон о транзите есть важный для Москвы пассаж о том, что этот транзит будет безвизовым «с тем, чтобы обеспечить беспрепятственное пересечение границ в законных целях, чтобы поощрять контакты между людьми и содействовать развитию Калининградской области», но это утверждение — не более чем уловка.
С 1 июля 2003 года для транзита по территории Литвы всем гражданам России в обязательном порядке нужно будет получать так называемый упрощенный транзитный документ (УТД).
Предполагается, что для разовой поездки выдавать УТД будут либо при покупке билета на калининградский поезд, либо непосредственно на границе при проверке поезда пограничниками (точнее процедуру литовским властям еще предстоит определить специальным законом). Причем этот вариант документа будет называться УТДЖД и будет выдаваться на основе паспортных данных, предоставленных при покупке билета.
Для многоразовых поездок в Калининград наземным транспортом россиянам придется обращаться в консульства Литвы для получения многоразового УТД.
Предполагается, что получить этот документ будет значительно проще, чем визу. Плата за него либо будет собираться, но будет очень небольшой, либо ее вовсе не будет. На этот счет европейские чиновники пока не определились, но так как вряд ли Литва захочет нести на себе бремя расходов на печать этих УТД и зарплату сотрудников консульств, которые их будут выдавать, бесплатными УТД точно не будут. Говорить об этом прямо в Брюсселе не стали, чтобы не травмировать Владимира Путина.
Смысл введения суррогатной визы, каковой, по сути дела, будет являться УТД, состоит в том, что собранная при их оформлении информация будет передаваться российскими властями литовской стороне заблаговременно. Насколько – неизвестно, не исключено, что купить билет на калининградский поезд за сутки станет невозможно, это придется делать минимум за трое суток или вовсе за неделю, чтобы пограничники в Литве успели получить от русских списки транзитников и проверить их по своим базам данных.
Кстати, в соглашении, подписанном Путиным в Брюсселе, есть положение о том, что российские власти не будут продавать билеты российским же гражданам на поезд, идущий в российский Калининград, если у литовской стороны имеются возражения в отношении их транзита через свою территорию.
А это и есть тот самый разрешительный транзит, против которого с пеной у рта на протяжении последнего полугода выступали все российские чиновники, отвечавшие за переговоры с ЕС по проблеме свободного перемещения российских граждан между Калининградом и остальной частью России.
Еще одно обязательство, которое взяла на себя Россия в лице Путина, — владельцы УТДЖД не будут покидать поезд в ходе транзита по территории Литвы, причем время транзита будет ограничено. При этом Литва согласилась выдавать УТД обоих типов на основе внутреннего паспорта гражданина России (это, видимо, самая крупная уступка ЕС). Однако действовать это положение соглашения будет всего два года.
С 1 января 2005 года для поездки в Калининград через территорию Литвы потребуется наличие заграничного паспорта, так как выдавать УТД на основе общегражданского литовцы перестанут.
То есть Калининград станет, по сути, заграницей.
Москва с крупнейшим дипломатическим поражением, само собой, мириться не хочет и настояла на включении в соглашение о транзите положения о создании скоростной магистрали, которая позволит российским поездам следовать через территорию Литвы безостановочно и со скоростью, исключающей вероятность бегства с него российских граждан на территорию ЕС. Однако, несмотря на намерение приступить к разработке технико-экономического обоснования строительства такой магистрали и пассажирского состава уже в 2003 году, в то, что этот план будет реализован, есть большие сомнения. О скоростном поезде власти говорили до тех пор, пока шел торг с ЕС. Но сражение проиграно, причем полностью и бесповоротно. Упираться и тратить миллиарды только на то, чтобы утешить свое самолюбие, Путин вряд ли станет, тем более что есть проблемы и поважнее. Так что тем россиянам, кто не сможет получить к 2005 году загранпаспорт, придется летать в Калининград самолетами или плавать паромом.
Впрочем, саммит в Брюсселе запомнится журналистам и руководителям ЕС не только тем, как Москва уступила на нем в вопросе о калининградском транзите. Самое сильное впечатление произвела итоговая пресс-конференция, на которой Путин сделал сенсационное заявление по Чечне. Отвечая на вопрос о ситуации в республике, президент начал с того, что «никто не может упрекать Москву, что она подавляла свободу в Чечне». По его словам, в 1995 году Россия де-факто предоставила независимость Чечне. Однако в 1999 году «получила нападение на Дагестан», в результате которого планировалось отторжение дополнительных территорий «для создания так называемого халифата». «При чем здесь независимость в Чечне, кто может ответить на этот вопрос?» — спросил Путин журналистов.
Затем он сказал, что на самом деле создание халифата на территории России было лишь первой частью плана международных террористов и экстремистов, этот план был «более масштабным». Они намеревались, по словам российского президента, убивать американцев и их союзников. «Вы, если не ошибаюсь, принадлежите к представителям союзников, — сказал Путин, обращаясь к журналисту, задавшему вопрос. — Вы в опасности.
Если вы американец, вы в опасности. Если вы христианин, вы в опасности. Если вы атеист, вы тоже в опасности. Но даже если вы решите стать мусульманином и сделать обрезание, вы тоже в опасности. Я много знаю мест в Москве, где это можно сделать. Я рекомендую сделать эту операцию таким образом, чтоб у вас уже ничего не выросло больше».
После этой фразы в зале повисло ужасающее молчание. Минуты две народ переваривал сказанное Путиным. Президент продолжил: «Если мы не будем бороться с бандитами, мы получим не только Москву, Нью-Йорк и Вашингтон, но и опасность в любой другой стране мира».
При чем тут обрезание, а также места в Москве, где это можно сделать, участники саммита и освещающие его журналисты так и не поняли. Помощники президента по окончании пресс-конференции оправдывались, что «президент устал» и вообще его «все достали этой Чечней».