ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | МАНЬЯК | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | КУБОК УЕФА | СОЧИ'14 | ЛИГА ЧЕМПИОНОВ





Военная машина








Текст: Александр Новиков  

На Красной площади военную технику больше не показывают – Иверские ворота, говорят, мешают, и вообще время не то. Но без машин не было бы и победы. Сегодня «Газета.Ru» рассказывает, на чем ездила советская армия в 1941-1945 годах.


Пусть патриоты не обижаются, но советская армия пользовалась в основном иностранной автомобильной техникой. Да, были, конечно, командирские ГАЗ-67 и ГАЗ-64, был грузовик с деревянной кабиной ГАЗ-ММ, были даже экзотические полугусеничные ЗИСы – 60-й и 32-й (об этих машинах «Газета.Ru» рассказывала). Но за всю войну наши заводы вместе взятые изготовили всего около 30 тыс. чисто советских автомобилей. А счет военной техники шел на сотни тысяч. Парадокс объясняется экзотическим словом ленд-лиз.

11 марта 1941 года сенат и палата представителей конгресса США приняли закон о ленд-лизе. Этот закон предоставлял президенту практически неограниченные полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду военные материалы и технику правительству любой страны, ведущей оборону против агрессии, которая может быть направлена на США.

Правила ленд-лиза носили вполне военный характер: материалы, уничтоженные во время войны или оказавшиеся непригодными для дальнейшего использования, не подлежали оплате. А материалы, оставшиеся после завершения военных действий, но пригодные для гражданских потребностей, должны были оплачиваться полностью или частично в порядке долгосрочного кредита. Это второе положение после окончания войны испортило нашим военным много крови – но обо всем по порядку.

Уже 24 июня 1941 года Франклин Делано Рузвельт официально заявил о готовности его страны оказывать помощь Советскому Союзу в борьбе с немецкими агрессорами. 12 июля было подписано соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против нацистской Германии. И в конце этого же месяца Рузвельт направил своего личного представителя Гарри Гопкинса для изучения военно-экономического положения Советского Союза и выяснения его потребностей в вооружении, стратегическом сырье и других военных поставках.

Но дело шло не быстро. Только 7 ноября 1941 года, в годовщину революции, президент США по итогам переговоров с Иосифом Сталиным и Климентом Ворошиловым распространил действие закона о ленд-лизе на СССР. Да и обещанные военные поставки шли далеко не лучшим образом. Так, за ноябрь и декабрь 1941 года СССР получил техники на сумму всего лишь $545 тыс., что составило полпроцента (!) обещанного. Да и в дальнейшем все шло не блестяще. С октября 1941 года по июль 1942-го США должны были поставить в СССР среди прочего 85 тыс. военных грузовиков – однако в действительности пришло всего 16,5 тыс. автомобилей.

Конечно, проблема была не только в союзниках. Поставки военного транспорта поначалу осуществлялись через северные порты – Мурманск, Архангельск, Северодвинск (тогда Молотовск). Но германской разведке удалось выяснить маршруты морских конвоев, и немецкие подлодки и самолеты, базировавшиеся в Норвегии, регулярно охотились за караванами. Очень редко удавалось избежать потерь. Только в 1941-1942 годах немцы потопили 64 судна. Лишь с открытием южного пути через порты Ирана, Ирака в Армению, Азербайджан и Туркмению ленд-лиз стал набирать обороты.

В СССР по ленд-лизу приехало просто астрономическое количество автомобилей, в основном американских и английских – 477 785 штук более 50 моделей 26 фирм.

Больше всего в Советский Союз было поставлено «Студебеккеров» модели US-6 – 150 тыс. штук, знаменитых командирских «Виллисов» и Ford GPV – 50 тыс. машин. А кроме того, поставлялись грузовики GMC, Ford, Chevrolet, International Mack, White, Diamond из США, Austin, Bedford, AEC, Albion, Commer, Scammel из Англии… Часть автомобилей приходила в готовом виде, а часть в виде сборочных комплектов. Сборкой грузовиков занимались заводы ЗИС (будущий ЗИЛ) и КИМ (будущий «Москвич»), а также множество мелких автосборочных предприятий.

Английские грузовики отличались очень высокой проходимостью.

У них, как правило, были короткобазные шасси с одинаковой передней и задней колеями, а нагрузка между осями распределялась в отношении, близком к 50:50.

Американские грузовики характеризовались немереными тяговыми возможностями:

Трогаться с места на них можно было на второй и даже третьей передаче, широко практиковалась установка на сравнительно небольшие грузовики коробок и моторов от машин «старшего» класса. Но вот с бензином были проблемы – по инструкции американского военного министерства октановое число должно было быть не ниже 72, а наш бензин второго сорта едва дотягивал до 58…

Для США ленд-лиз стал стимулом фантастического развития экономики, обеспечив массовый сбыт американских товаров на внешних рынках. Если в 1939 году в США было произведено 2 866 000 легковушек, то в 1941 году – уже 3 779 000! С середины 1942 года все американские производители гражданских автомобилей работали на военные нужды.

Но самое интересное началось после окончания войны

В соответствии с договором СССР должен был, чтобы не влезать в гигантские долги, вернуть оставшуюся исправной технику (или хотя бы часть ее – кто мог проверить полноту возврата?). Причем вернуть в приличном виде. И вот множество грузовиков и командирских внедорожников начали ремонтировать, красить и свозить в порты. Бесспорных документальных подтверждений дальнейших событий нет, но, если верить рассказам очевидцев, с техникой поступали весьма своеобразным способом. Масса потрепанных грузовиков была Америке и другим союзникам совершенно не нужна. Они обычно пригоняли в порты несколько пустых барж и корабль, оснащенный прессово-резательным оборудованием.

Специальная комиссия придирчиво принимала технику, тщательно проверяя соответствие заводской комплектации, чтобы настроить этих русских на серьезный лад, после чего машины… отправляли под пресс и грузили на баржи в виде металлических кубиков.

Но, несмотря на строгости, большая часть ленд-лизовских грузовиков и внедорожников осталась в нашей стране и еще долго служила в народном хозяйстве, став к тому же основой для конструирования послевоенных советских автомобилей. «Студебеккеры» были самыми распространенными послевоенными грузовиками на советских дорогах вплоть до середины 60-х. Много было и «Доджей три четверти», а уж «Виллисов», большинство из которых попало в частные руки, не сосчитать. Немало таких машин осталось в Прибалтике, а знающие люди говорят, что под Бронницами есть подземный гараж, где хранится до 3 тыс. ленд-лизовских машин… Врут, наверное.

Сегодня за хорошо сохранившийся ленд-лизовский Willys или «Студер» можно получить до $150 тыс. Правда, все такие экземпляры давно уже у тех, для кого это не столь значительная сумма, чтобы расставаться ради нее с таким автомобилем.

08 МАЯ 21:27




Версия
для печати


Обсудить
в форуме


Обсудить
в чате


Прочитать
позднее


Отправить
по почте















    РЕКЛАМА



ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО
 
КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
 
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
 

Rambler's Top 100 SpyLog Top List Counter

© «Газета.Ru» «Gazeta.Ru» (1999-2006).
Адрес редакции: 117152, Москва, Загородное шоссе, д. 5, стр. 2а.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
Страницы «Техзона», «Жилплощадь», «Отдых», «Матпомощь», «Образование», «Стиль», «Экстрим» являются рекламно-коммерческими приложениями к «Газете.Ru»

Обратная связь    Реклама в «Газете.Ru»

Против монополии: государственные цифровые сервисы в экономике


Миллиарды для Ярославля: "Такеда" инвестирует в инновационную фармацевтику


Российские космические стартапы: быть или не быть


Арбузы, джаз, вино: чем удивит Ставрополье летом и осенью


Плов, хинкали, Шаляпин: чем еще можно зарядиться на Ставрополье


Ночевка в гипермаркете: как ритейл изобретает новые способы завлечь посетителей в магазины


Невидимый враг: чем опасен COVID-19 для детей


Чумовой капитал и не только: как Ямал поддерживает коренные народы


Рабочие советы: чем живут профсоюзы без бюрократии


«Нужен прямой контакт»: можно ли заразиться COVID-19 через еду



  ПОЛИТИКА
 
 
 В Ингушетию введены войска
 Подводный охотник на женщин
 Политисключенные
 Президент пожертвовал братом
 
  БИЗНЕС
 
 
 Дерипаска не может подойти к «Русснефти»
 На фронтах войны форматов
 Microsoft сыграет, недорого возьмет
 У ТНК-ВР украли буквы
 
  ФИНАНСЫ
 
 
 Не успел потратить – в тюрьму
 Стабильные рынки уронили доллар
 Сгоревшие вклады сгорели совсем
 Мировой нанофинансовый центр
 
  ОБЩЕСТВО
 
 
 Пичугин ушел на пожизненное
 Эстония повторила фашистскую диверсию
 Бытовая драка с высоким начальством
 Смертельная вакцина парализовала Британию
 
  КОММЕНТАРИИ
 
 
 Пыль модернизации
 Фильтр для кремлевского «базара»
 Расстрел репутации
 Таджик с метлой, румын с лопатой
 
  ПАРК КУЛЬТУРЫ
 
 
 Страна в порядке – спасибо зарядке
 Я песню спел – она не прозвучала
 Очень приятно, вампир
 Бодрийяр в Жрачколенде
 
  СПОРТ
 
 
 
 
 
 
 
  АВТО


 Ford Explorer: закрыть вслепую
 «ДАИ разогнали за неправильное отношение к водителям»
 Ошибка резидента
 Clio Renault Sport: карманная ракета


    РЕКЛАМА

ПОИСК
 




РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК



АРХИВ



ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ



ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ.RU



СДЕЛАТЬ ДОМАШНЕЙ СТРАНИЦЕЙ