Rambler's Top100

  






ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | МАНЬЯК | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | КУБОК УЕФА | СОЧИ'14 | ЛИГА ЧЕМПИОНОВ





«Мы с налогоплательщиками – коллеги»



Фото: Константин Куцылло




Текст: Газета.Ru  Фото: Константин Куцылло

Министр по налогам и сборам РФ Геннадий Букаев ответил на вопросы редакции и читателей «Газеты.Ru».


– Хотелось бы начать с неожиданного вопроса от нашего читателя, который спрашивает: могут у нас как-то меняться налоги в зависимости от курса доллара? Что будет, если, допустим, курс доллара вырастет?

– Только один налог зависит от курса доллара – это налог на добычу полезных ископаемых, и конкретно нефти. Этот налог установлен с 1 января 2002 года и зависит от нескольких моментов – от цены на нефть и от курса доллара к рублю. В зависимости от этого он пересчитывается. Все остальные налоги напрямую не зависят от курса доллара.

– Большая группа вопросов посвящена подоходному налогу. Читатели интересуются, можно ли быть уверенным, что планка в 13% сохранится в течение пяти или даже десяти лет? Может быть, стоит принять какой-то закон, чтобы все верили, что эта ставка налога будет поддерживаться долгое время? Потому что заявления от правительства идут, что, да, будет поддерживаться, но народ-то у нас такой...

– С 1 января 2001 года вступила в действие глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Установлена плоская шкала налога на доходы физических лиц в размере 13%. Какой еще нужен закон? Над законом еще закон?

– Граждане боятся, что его пересмотрят. Возьмут и пересмотрят через год.

– Гарантом нашей Конституции, исполнения закона выступает президент Российской Федерации. 18 апреля в ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации президент Российской Федерации В. В. Путин еще раз подтвердил, что ставка этого налога введена всерьез и надолго. Опасения граждан нашего общества можно понять, и сегодня государство может только делами доказать то, что это серьезно. Вот такая ситуация. Менять ничего не надо.

Объясняю почему. Темпы поступления налога на доходы физических лиц достаточно высоки. Например, в прошлом году в целом поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет выросло почти на 31%, в то время как по налогу на доходы физических лиц – на 48%.

Самый высокий темп роста среди всех бюджетообразующих налогов – у данного налога. В текущем году в первом квартале эта тенденция сохранилась и поступления от налога на доходы физических лиц выросли на 37–38%.

– Можно констатировать, что начался выход из тени?

– Вы правильно говорите. Начался выход. Никто не торопится, но, что очень важно, начала складываться тенденция. Именно об этом свидетельствуют темпы роста поступления налога на доходы физических лиц. Мы считаем, что это процесс длительный, чтобы люди поверили и убедились, что им выгоднее работать по прозрачным схемам. Выгоднее работать, расписываясь в ведомости, а не получая зарплату в конверте, потому что в конечном итоге гражданам рано или поздно надо будет откладывать пенсионные деньги.

Также гражданам придется объяснять свои покупки. А за счет чего и как? Никакими отговорками, увы, этого не объяснишь. Я думаю, что законодатель таким объяснениям тоже поставит преграду, чтобы никто не говорил, что ту или иную вещь не приобрел, а одолжил или получил в подарок.

– К вопросам о подоходном налоге примыкает большая группа вопросов о едином социальном налоге. Спрашивают: почему такой большой, будут ли пересматриваться его ставки в сторону понижения?

– Еще не было случая, чтобы налогоплательщик сказал, что налог маленький. Такая ситуация по любому налогу. В любом случае налог – это изъятие части того, что заработал налогоплательщик, изъятие на содержание государства, на содержание определенных социальных слоев общества. Единый социальный налог предназначен для содержания пенсионеров, больных и тех, кому необходимы социальные выплаты. Большой или маленький? Сегодня его ставка 35,6% от заработной платы. Наверное, большой, если сравнивать с налогом на доходы физических лиц, ставка которого 13%, хотя совсем недавно были ставки подоходного налога 30, 35%...

Сегодня, когда стало 13%, почему все не стали платить, не вышли из тени? Ведь ставку налога снизили очень существенно, а все равно мы прямо говорим, что часть зарплаты все еще находится в тени. Конечно, в сравнении с налогом на доходы физических лиц единый социальный налог значительно выше. Но и сущность его совсем другая. Ведь все до копейки по этой ставке – 35,6% – поступает в соответствующие фонды – пенсионный, фонды обязательного медицинского страхования, социального страхования, которые по своим расходным статьям осуществляют выплаты населению. Если фонды не потратили всю сумму, то никто из них не забирает эти деньги в конце года, она переходящим остатком идет на следующий год. Например, по Пенсионному фонду переходящий остаток на 2002 год составил порядка 100 млрд рублей, который позволяет индексировать пенсию. Индексация – это забота о тех наших людях, которые в свое время отдали силы, энергию и здоровье, и сегодня у них один источник жизни – пенсия. Поэтому когда мы говорим о том, что надо снизить ставку, то теоретически можно, но как обеспечить те выплаты, о которых я говорил?

– У тех, кто вышел из тени и платит налоги, возникает масса вопросов, касающихся главным образом трудностей с отчетностью. Спрашивают: почему и зачем так часто меняются формы отчетности?

– Я могу сказать одно: конечно, исчисление налога усложнено. Когда вводился единый социальный налог, думалось, что будет одно платежное поручение, скажем, зарплата 100 руб., на нее начислили 35,6%, и налогоплательщик оформил платежку, отдал в банк, перечислил – и все. В реальности все оказалось сложнее. Во-первых, надо начислять платежи отдельно по каждому фонду. Ведь единый социальный налог – 35,6% – состоит из 28% в Пенсионный фонд, 4% в фонд социального страхования и 3,6% в фонд обязательного медицинского страхования. Каждому фонду – свои деньги, у каждого фонда – свой бюджет, своя расходная часть. И каждый хочет считать свои деньги, иначе он не может их расходовать. Вот уже появилось три платежки. Кроме того, у фондов была задолженность за прошлые годы – задолженность фонды получают отдельно. Еще три платежки появилось. Затем законодатель утвердил так называемую шкалу регрессии: чем больше выплаты, тем меньше процентная ставка, которая доходит до 5%. А ведь регрессию исчислять нужно на каждого конкретного работника. Вот так и получились сложности с уплатой ЕСН.

Мы меняем наши формы отчетности не чаще, чем это делает законодатель. Законодатель внес изменения в законодательство – мы должны, естественно, эти изменения отразить в формах отчетности. От сложности расчетов и изменений налоговые органы страдают не меньше, чем налогоплательщик. Нам нужно переобучать персонал, вносить изменения в компьютерные программы; по всей России нужно перестраивать работу. Поэтому мы обеими руками за то, чтобы была стабильность не только по единому социальному налогу, но и по всем другим налогам.

– Раз заговорили о компьютерных программах, то хотелось бы отметить, что наши читатели хвалят сайт министерства www.nalog.ru. Они говорят, что не случайно он был признан лучшим. Но в связи с проблемами отчетности читатели вносят свои предложения – например, публиковать не только те документы, которые уже утверждены и приняты, а также и те, которые только готовятся, или по факту передачи их в Минюст. Возможно ли такое, чтобы налогоплательщики могли подготовиться к изменениям?

– Я, как руководитель министерства, чем дальше, тем больше вижу интернет основным каналом в общении с налогоплательщиком. По оперативности ему нет конкурентов. Например, документ разработан, условно, сегодня вечером, ночью я ставлю задачу его разместить, а утром налогоплательщик, приходя на работу, открывает интернет – сайт МНС России – и видит этот документ. Еще ни одна газета, журнал не опубликовали эту информацию, а в интернете она уже есть. Что может быть по скорости и оперативности лучше интернета? Такого нет. Электронные СМИ – самые скоростные, ритм их работы можно сравнить со скоростью света – 300 тыс. км/сек. Это первое.

Второе – мы будем делать все, чтобы наш сайт был удобным, комфортным, простым в навигации. Например, сегодня у всех наших 82 региональных управлений есть свои сайты. И эти сайты мы сейчас приводим к единообразию, поскольку это важно для налогоплательщика, чтобы он мог быстро отыскать любой документ.

Третье – мы требуем, чтобы не только министерский сайт был оперативен – сегодня документ готов, а завтра он уже опубликован, причем не только на сайте МНС России, но и на сайтах всех управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.

Ну и четвертое – публиковать на сайте МНС России документы, которые официально не действуют, а являются только проектами, мы не имеем права. Это может внести сумятицу: часть документов действует, часть не действует, а пока только проекты; мы можем запутать людей.

Полагаю, что если сегодня документ утвержден, а завтра уже опубликован, большей скорости не надо. Мы публикуем на сайте nalog.ru все формы и бланки отчетности, которые уже разработаны. Налогоплательщику остается только распечатать нужный документ. МНС России предоставляет все инструкции по заполнению форм отчетности и сами бланки в электронном виде. В этом отношении наши налогоплательщики получают самую полную информацию.

Другое дело, что придет время, и налоговые органы начнут принимать всю налоговую отчетность от налогоплательщика с использованием возможностей интернета. Гражданам вообще не придется появляться в налоговой инспекции.

– В том числе и декларации?

– И декларации тоже. Мы сейчас плотно начинаем работать с Минсвязи России.

– Каковы возможные действия для того, чтобы налогоплательщики активнее выходили из тени? Можно ожидать налоговой амнистии либо каких-то репрессивных мер, усиления проверок?

– Я скажу так: чтобы все выходили из тени, надо, чтобы все налогоплательщики перед законом были равны, находились в одинаковых условиях. Это принципиально важный момент. А для этого нам, налоговым органам, нужно улучшать администрирование. Для нас все налогоплательщики одинаковы. Налоговики должны знать налогооблагаемую базу, проверить правильность исчисления всех налогов и требовать своевременной уплаты – вот это главное.

Если говорить об основополагающих принципах – то у гражданина по большому счету две главные, основные обязанности: платить налоги, чтобы материально содержать свое родное государство, и, когда государство в опасности, встать на его защиту. Что есть более святого по сути своей? Поэтому каждый гражданин России должен добровольно, своевременно выполнять свои конституционные обязанности. Мы в идеале должны делать единственное: помогать налогоплательщику тогда, когда он не знает, как правильно исчислить налоги, и второе – проконтролировать, чтобы налогоплательщик правильно, с полной суммы их перечислил в бюджет. Страна у нас одна, в ней мы все живем и работаем. Государство предоставляет каждому гражданину за счет налоговых поступлений все необходимые гарантии и услуги. Поэтому разделять себя как представителя налоговых органов и налогоплательщика я бы не хотел. Мы партнеры. Недаром я всегда, когда есть возможность обратиться с трибуны, говорю: уважаемые коллеги налогоплательщики… Это действительно так, мы с вами – коллеги.

– Каково ваше личное мнение, нужно ли взимать налоги с выигрышей? Нам пишут люди про выигрыши в казино, в передачах «Как сталь миллионером» и других. То есть, казалось бы, повезло так повезло, зачем портить человеку радость?

– Как говорил еще Адам Смит на заре становления налогообложения, с каждого дохода должен быть уплачен налог. Есть доход – значит, есть налог.

– Геннадий Иванович, а какие самые главные проблемы сейчас есть у МНС России?

– Одна из серьезных проблем – это отчетность налогоплательщиков – юридических лиц. На 1 января 2002 года на учете в налоговых органах их состоит более 3 млн. Из них сдают отчеты только 1,5 млн – вот это проблема. А где отчетность 1,5 млн остальных налогоплательщиков – юридических лиц?

Мы должны о каждом из налогоплательщиков знать, чем он занимается. Поэтому с 1 июля 2002 года вступает в силу закон «О регистрации юридических лиц». До начала действия этого закона продолжает действовать такая система: каждое муниципальное образование России регистрирует юридическое лицо и выдает ему свидетельство. К сожалению, существующая система регистрации далека от совершенства. Она позволяла появиться фирмам-однодневкам, которые регистрировались по поддельным паспортам или паспортам умерших людей. Фирма закрывалась после проведения одной сделки, но оборот ее мог измеряться миллиардами. Так было, когда не было общероссийского реестра налогоплательщиков. С введением нового закона о регистрации мы надеемся существенно поправить положение дел в части принудительной ликвидации в судебном порядке организаций, не сообщивших сведений о себе в регистрирующие органы.

– А техническая база готова для этого?

– Если нам поручат эту функцию, то мы готовы этот процесс взять на себя, потому что наше ведомство заинтересовано в наведении порядка. А будущий налогоплательщик когда придет в регистрационный орган, то получит исчерпывающую информацию о том, какие налоги и по каким ставкам он будет платить со своего бизнеса. Ведь многие, начиная свое дело, не представляют, какую, например, долю в цене товара составляют налоги, какие налоговые льготы существуют для того или иного предприятия. Вот это важный момент.

– Нам очень много писали работники налоговых инспекций. И основной вопрос – зарплаты.

– Для любого госслужащего зарплата – это наиболее актуальный вопрос, не только для налоговиков. Уровень зарплаты, к сожалению, остается низким. На итоговой коллегии МНС России за 2001 год председатель правительства Михаил Михайлович Касьянов обещал, что с 1 июля будет повышение заработной платы. Так что мы ждем этого повышения, оно крайне необходимо людям. Нагрузка на наших сотрудников большая, ведь налоговики делают очень важную и значимую часть государственной работы – наполняют бюджет.

– Хотелось бы узнать, как МНС России сотрудничает с финансовой разведкой.

– Сотрудничество только начинается. Потому что у нас своя информация, у них своя информация. Пока говорить о чем-то большом и серьезном рано. Они формируют базу данных, с ней начинают работать. Мы с ними встречаемся. Я думаю, что со временем что-то, безусловно, сложится в части совместной работы. Для нас представляет определенный интерес их информация, а для них, например, представляет интерес информация единого государственного реестра налогоплательщиков. Время покажет, на каких направлениях мы сможем плодотворно сотрудничать.

– С Русской православной церковью нет больше проблем по поводу ИНН?

– Хотелось бы отметить, что проблема эта надумана. Началась она неожиданно со штрих-кода, а штрих-код не мы изобрели, штрих-код есть давно на всех товарах, и эти же товары верующие приобретают в магазинах. И его придумали исключительно для облегчения учета и контроля больших масс продуктов в магазинах, где надо работать с тысячами наименований товара. Почему-то верующие их не чураются, они же должны тогда отказаться от этих товаров.

А самое главное – у нас штрих-кода нет. Есть идентификационный номер налогоплательщика. Он есть во всем мире, а как иначе обрабатывать информацию? Для обработки информации на компьютере мы фамилию используем наряду с номером для скорости обработки. Но при этом фамилия у человека остается. Вначале фамилия, а потом номер – просто для компьютерной обработки.

Мы понимаем, что для определенных слоев общества прозрачность, к которой мы неумолимо идем шаг за шагом, не нужна. А ИНН – это элемент прозрачности и не более. Поэтому мы готовы в диалоге с церковью, с верующими уйти от идентификационного номера налогоплательщика и придти к налоговому номеру, то есть номеру лицевого счета налогоплательщика. На каждое физическое лицо, которое имеет доходы или имущество, у нас есть информация – это нормально. Мы внесли предложение в Государственную думу переименовать ИНН в налоговый номер. Будет налоговый номер – не человека, а лицевого счета налогоплательщика, который мы ведем.

Если бы не номер, то неизвестно, как бы мы обрабатывали те декларации и справки на получение социальных вычетов, которые нам люди начали сдавать с 1 января нынешнего года. Попробуйте найти справку на конкретного Иванова, Петрова или Сидорова. Сколько Ивановых Иван Ивановичей – тысячи, поэтому единственный и неизменный – это налоговый номер. У Ивана Ивановича есть налоговый номер, и мы не ошибемся в начислении ему налогов или в предоставлении налоговых вычетов. Так что номер – только для удобства обработки обращений, для удобства общения с налогоплательщиками.

– Давайте теперь перейдем к отдельным вопросам читателей. Вот, к примеру, спрашивают о едином социальном налоге: "Уважаемый Геннадий Иванович! Мне хотелось бы узнать, будут ли пересматриваться ставки единого социального налога для работодателей, ведь, как известно, только одновременное снижение ставки налога на доходы физлиц и ставок ЕСН будет способствовать снижению выплат зарплаты «черным налом». Ефимцев Г.И., Малоярославец".

– Спасибо за вопрос, который сегодня для многих очень важен. Я думаю, вы обратили внимание, что правительство в последнее время предпринимает шаги, направленные на ослабление налогового пресса во всех сферах налогообложения. Как вы знаете, в 2001–2002 годах произошло существенное снижение ряда ставок налогов – налога на доходы физических лиц, налога на прибыль. Но впереди еще много работы. Так, в частности, на комитете по бюджету и налогам Государственной думы Российской Федерации предполагается рассмотреть вопрос о снижении ставки единого социального налога. Полагаю, снижение будет положительно воспринято налогоплательщиками.

– Уважаемый Геннадий Иванович! Налоговая инспекция отказала мне в принятии документов на получение льготы в связи с тем, что чек на оплату обучения оформлен на ребенка. Разъясните, пожалуйста, права ли налоговая инспекция. Александра Глушко, Москва.

– Уважаемая Александра, вопросов по налоговым вычетам в МНС России поступает много. В этой связи хочу обратить внимание родителей тех детей, которые обучаются в платных вузах на ряд основных моментов.

В соответствии с п. 2 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на обучение его ребенка (детей).

Справка об оплате за обучение, представляемая в налоговые органы, форма которой утверждена приказом МНС России от 27.09.01 № БГ-3-04/370, согласованным с Минобразованием России, должна быть оформлена строго в соответствии с порядком ее заполнения, утвержденным настоящим приказом.

В справке, выдаваемой налогоплательщику, указывается стоимость обучения, оплаченная непосредственно налогоплательщиком за счет собственных средств. Если оплата обучения производится родителями, то в справке указываются данные налогоплательщиков-родителей. В том случае, если справка оформлена на родителя, а документы подтверждающие фактические расходы на обучение, – на самого обучающегося, следовательно, такая справка не может служить основанием для предоставления социального налогового вычета родителю.

В случае, если оплата за обучение произведена обучающимся, что подтверждается платежными документами, то право на указанный вычет имеет сам обучающийся. Если же оплата за обучение произведена родителем обучающегося, что также подтверждается платежным документом, то в таком случае социальный налоговый вычет предоставляется родителю.

В связи с этим действия налоговой инспекции, не принявшей у вас к рассмотрению документы на получение вычета, оформленные в неустановленном порядке, правомерны.

– Уважаемый Геннадий Иванович! Я постоянно проживаю в Красноярске. В 2001 году я купил квартиру в Москве, в связи с чем выписался из Красноярска и прописался в Москве. Сейчас вновь зарегистрирован в Красноярске. Работаю и плачу налоги в Красноярске. Тем не менее налоговая инспекция Красноярска отказывает мне в принятии налоговой декларации на предмет налоговой выплаты за приобретенную квартиру в Москве, ссылаясь на мою московскую прописку, но в Налоговом кодексе ни слова не говорится о прописке или регистрации. Там четко сказано о месте жительства, а мое место жительства есть Красноярск. В связи с изложенным прошу объяснить мне, могу ли я сдать декларацию здесь, в Красноярске, по месту моего фактического проживания, а не ехать сдавать ее в Москву, где я всего лишь только прописан? Салахов, Красноярск.

– В соответствии с п. 2 ст. 80 Налогового кодекса налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Согласно п. 1 ст. 83 кодекса, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики – физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту их постоянного жительства. Регистрационный учет, осуществляемый органами внутренних дел, также предусматривает единственное место постоянного жительства, о чем делается отметка в паспорте.

При нахождении в другом регионе свыше десяти дней гражданин встает на регистрационный учет в ОВД по месту нахождения. Поскольку вы практически все время проживаете в Красноярске, то вам необходимо пройти перерегистрацию места жительства, при этом по прежнему месту жительства вы будете сняты с регистрационного учета. В таком случае декларация будет представляться вами по новому месту жительства, то есть в налоговые органы Красноярска.

– Я частный предприниматель без образования юридического лица. В 1999 году переведена ГНИ на уплату единого налога на вмененный доход в размере 20%. В этом году при подаче налоговой декларации потребовала исключить из моих доходов за 2001 год сумму, уплаченную за обучение моего сына, в размере 17200 руб. согласно ст. 219 НК РФ. Но налоговая инспекция Заводского района отказала мне в этом, ссылаясь на закон Орловской области, который не предусматривает такой льготы, и на то, что я уплачиваю не 13% подоходного налога, а 20%. Но в 20% входит подоходный налог, плата в Пенсионный фонд и другие фонды. Я считаю, что налоговая инспекция нарушила мои права, предусмотренные НК РФ. Прокомментируйте, права ли налоговая инспекция. Татьяна Салова, Орел.

– В данном случае, Татьяна, действия налогового органа правомерны. Дело в том, что в настоящее время налоговым законодательством установлены три налоговых режима, в соответствии с которыми производится налогообложение доходов, получаемых предпринимателями без образования юридического лица.

В первом случае исчисление и уплата налога на доходы, полученные индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, установленном гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса. Налоговая ставка для таких доходов установлена в размере 13% независимо от размера дохода. Налоговая база по таким доходам уменьшается на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, установленных статьями 218-221 кодекса, на основании письменного заявления налогоплательщиков при подаче ими налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган по окончании налогового периода.

Что же касается предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также являющихся в соответствии с введенными в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации плательщиками единого налога на вмененный доход, то предоставление им вышеуказанных налоговых вычетов не предусмотрено.

Ст. 1 федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право определять налоговые льготы по единому налогу на вмененный доход для той или иной категории налогоплательщиков.

– Осуществляется ли сейчас контроль за крупными покупками? Владченко М.Н., Москва.

– Этот вопрос мне задают практически постоянно, причем, я думаю, это далеко не праздный вопрос. К сожалению, у нас еще многие работодатели не отказались от выплаты заработной платы по «серым» схемам, поэтому многих граждан волнует, не попадут ли они в число тех, кто укрывает свои доходы и с которых налоговые органы будут вправе спросить, откуда взялись эти деньги. Могу сказать сразу, что налоговый контроль за крупными покупками, правильнее сказать расходами, налоговыми органами осуществляется и регламентируется ст. 86.1–86.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

После получения письменного требования налогового органа физические лица обязаны представить в налоговый орган по месту жительства в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа.

Форма специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, установлена приказом МНС России от 02.12.99 № АП-3-08/379. В специальной декларации указываются сведения о декларанте, о приобретенном имуществе, об источниках средств, израсходованных на приобретение имущества.

Специальная декларация заполняется налогоплательщиком или его законным представителем самостоятельно и представляется в налоговый орган: лично, через представителя (законного или уполномоченного в соответствии с гл. 4 Налогового кодекса Российской Федерации), по почте с описью вложения. Налоговый контроль за расходами введен в действие федеральным законом от 09.07.99 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» и осуществляется на территории России с 1 января 2000 года в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации и приобретающих в собственность имущество, в том числе и транспортные средства.

В случае непредставления физическим лицом по истечении установленного срока специальной декларации к нему применяется ответственность, установленная п.1 ст. 129.1 Налогового кодекса.

В настоящее время в Государственной думе планируется к рассмотрению законопроект по внесению изменений и дополнений в ст. 86.1–86.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, внесено предложение о том, что налоговый контроль следует осуществлять за расходами физических лиц на приобретение недвижимого имущества, суммарная стоимость которого в налоговом периоде составляет не менее 1 млн руб., на приобретение иного имущества, в том числе транспортных средств, стоимостью не менее 100 тыс. руб. Порядок представления специальной декларации и меры ответственности за непредставление специальной декларации сохраняются без изменений.

– Просьба разъяснить порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по размещению рекламы в 2002 году в периодических печатных изданиях нерекламного и неэротического характера, оплаченных до 31 декабря 2001 года включительно. Белецкая Т.В., Москва.

– Согласно порядку, действовавшему до 1 января 2002 года, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождалась реализация нерекламной и неэротической продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции и иные услуги, перечисленные в подпункте «э» п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», а также в письмах Госналогслужбы России от 21.03.96 №Г-4-03/22н «О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции» (зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 июня 1996, года №1106) и от 7 июня 1996 года №ПВ-6-03/393 “Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции” (зарегистрированного в Минюсте России 14 июня 1996 года, №1106). Письмом МНС России от 28.01.02 №ВГ-6-03/99 разъяснено, что по товарам (работам, услугам), перечисленным в подпункте «э» п. 1 ст. 5 закона Российской Федерации от 06.12.91, №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», оплаченным полностью в период действия вышеуказанного подпункта закона, т.е. до 31.12.01 включительно, счета-фактуры выставляются покупателям без НДС, независимо от даты отгрузки.

Этот порядок в полной мере распространяется на услуги по размещению рекламы в периодических печатных изданиях нерекламного и неэротического характера, перечисленные в письме Госналогслужбы России от 21.03.96, №ВГ-4-03/22н «О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции» (зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 июня 1996 года, №1106), разъясняющим действие льготного налогового режима, предусмотренного подпунктом «э» п. 1 ст. 5 закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость».

Из всего сказанного следует, что налогообложение услуг по размещению рекламы в 2002 году в периодических печатных изданиях нерекламного и неэротического характера, полностью оплаченных до 31 декабря 2001 года включительно, осуществляется в льготном налоговом режиме, действующем в момент получения вышеуказанной оплаты.

– Освобождается ли от НДС реализация парками культуры и отдыха входных билетов на посещение аттракционов? Новиков С.А., Кемерово.

– Вопрос актуален в связи с наступлением лета и началом работы парков культуры и отдыха. Рекомендую вам обратиться к подпункту 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, где четко сказано, что от налога на добавленную стоимость освобождается реализация учреждениями культуры и искусства, в частности парками культуры и отдыха, входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Форма таких билетов утверждена приказом Минфина России от 25.02.00, №20н «Об утверждении бланков строгой отчетности». Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, услуги по пользованию аттракционами входят в состав услуг парков культуры и отдыха (код 0523121). Итак, реализация парками культуры и отдыха входных билетов (по форме, указанной в приложении 3 и утвержденной вышеуказанным приказом Минфина России) на посещение аттракционов, состоящих на балансе парков культуры и отдыха, налогом на добавленную стоимость не облагается. Однако в случае, когда вышеназванные условия не соблюдены, реализация входных билетов на аттракционы налогом на добавленную стоимость облагается в общеустановленном порядке.

– Медицинская организация оказывает платные медицинские услуги по выполнению пластических операций и протезированию зубов. Предоставляется ли по такой деятельности медицинской организации льготный налоговый режим по НДС? Сумина О.В., Москва.

– Давайте начнем с того, что к освобожденным от НДС платным медицинским услугам относятся услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному правительством Российской Федерации от 20.02.01, №132. Именно в соответствии с названным перечнем от налогообложения освобождены услуги медицинских организаций по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной), стационарной медицинской помощи, а также непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, в санаторно-курортных учреждениях. На основании положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 года, №402, стоматология ортопедическая осуществляется в рамках первичной (доврачебной) медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно-курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи. При наличии соответствующей лицензии такие услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются.

При оказании медицинских услуг по выполнению пластических операций необходимо руководствоваться следующим.

На основании упомянутого мной положения о лицензировании медицинской деятельности терапевтическая и хирургическая косметология осуществляется в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно-курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи. Данные услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются. Исключением являются косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 к косметологическим и перечисленные под кодовым обозначением 081501 этого классификатора.

– Индивидуальные предприниматели приобретают товары, оплату за которые осуществляют путем перечисления денежных средств со счетов в банках (например, с расчетного счета индивидуального предпринимателя). Возникает ли в данном случае объект обложения налогом с продаж? Горобец А.С., Воронеж.

– С 2002 года вступила в действие гл. 27 «Налог с продаж» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Ст. 349 кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров, работ, услуг на территории субъекта Российской Федерации. Данные операции признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

В том случае, если такая реализация осуществляется путем перечисления денежных средств со счетов в банках по поручениям физических лиц и индивидуальных предпринимателей, то налогом с продаж данные операции не облагаются, так как отсутствует объект налогообложения, предусмотренный ст. 349 гл. 27 кодекса.

– Облагаются ли налогом с продаж операции по выдаче заработной платы в натуральной форме? Семенихина М., Краснодар.

– Операции по выдаче заработной платы в натуральной форме не являются объектом налогообложения налогом с продаж, так как, во-первых, такие операции не являются реализацией и, во-вторых, при получении товаров в качестве заработной платы не имеет место расчет наличными денежными средствами либо с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Следовательно, объекта налогообложения, установленного ст. 349 гл. 27 кодекса, не возникает.

– Могут ли законодательные или представительные органы субъектов Российской Федерации при введении на своей территории налога с продаж дополнять перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом с продаж? Репин С.С., Орел.

– П. 3 ст. 20 закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» был определен перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не является объектом налогообложения налогом с продаж. Вместе с тем законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации при введении на своей территории налога с продаж могли устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не облагаются налогом с продаж. Конституционный суд Российской Федерации (постановление от 03.01.01, №2-П) установил, что такие полномочия субъектов Российской Федерации в части, допускающей расширение налоговых обязательств на региональном уровне, не соответствуют Конституции Российской Федерации.

Ст. 350 гл. 27 кодекса определен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) налогом с продаж. Следует иметь в виду, что перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) налогом с продаж, предусмотренный ст. 350 кодекса, является исчерпывающим и обязателен для применения на территории всех субъектов Российской Федерации.

– Каковы нормы возмещаемых командировочных расходов в 2002 году? Иванов Ф.С., Омская обл.

– Проблема возмещения командировочных расходов одинаково актуальна и для государственных организаций, и для частных фирм. С 1 января 2002 года вступило в силу постановление правительства Российской Федерации от 08.02.02, №93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», которым и определены нормы суточных, учитываемые при исчислении налога на прибыль.

В соответствии с данным постановлением за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации суточные составляют 100 руб.

– Учитывается ли в составе доходов у организации, применяющей кассовый метод, средства, полученные в виде авансов? Инна Боршевич, Санкт-Петербург.

– В соответствии со ст. 273 кодекса организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Это и называется кассовым методом.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 251 кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются имущество и (или) имущественные права, работы и (или) услуги, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.

Таким образом, организации, применяющие кассовый метод, включают в состав доходов имущество и (или) имущественные права, работы и (или) услуги, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг), в день их поступления.

– Каков порядок уплаты налога на прибыль сельскохозяйственными товаропроизводителями в 2002 году? Агеенков В.А., Тамбов.

– Порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», вступающей в силу с 01.01.02, на уплату единого сельскохозяйственного налога могут быть переведены только организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70%, и не включенные в перечень сельскохозяйственных организаций индустриального типа.

В этой связи положения ст. 2 федерального закона от 06.08.01, №110-ФЗ с 01.01.02 могут быть применены только к организациям, которые отвечают требованиям гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

– К расходам на оплату труда относятся расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Что следует понимать под лицами, находящимися на иждивении у работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и могут ли указанные расходы уменьшать налоговую базу? Доршенкова Ю.К., Салехард.

– Вопросов от северян каждый год накануне наступления периода отпусков поступает много. Остановлюсь на том, какие документы регламентируют данный порядок. В соответствии с п. 7 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации в состав расходов на оплату труда включаются расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации определен порядок оплаты стоимости проезда лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указанной статьей определено, что работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.

Расходы по оплате стоимости проезда работников и лиц, находящихся у него на иждивении (мужу, жене, несовершеннолетним детям) к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно, могут быть учтены в составе вычетов, уменьшающих налоговую базу, если работодателем указанные компенсации предусмотрены в коллективном договоре. При этом ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что гарантии и компенсации, предусмотренные данной статьей, предоставляются работнику только по основному месту работы.

– Уважаемый Геннадий Иванович! Не кажется ли вам, что решение проблемы "православные и ИНН" может быть таким: номер присваивается не налогоплательщику, а удостоверению налогоплательщика, притом при замене удостоверения (например, при смене фамилии) или его утере номер сохраняется? Ведь именно так решена проблема с номерами Пенсионного фонда. Владимир Борисович Барахнин, Новосибирск.

– Сегодня в соответствии с действующим законодательством налоговые органы России ведут работу по учету физических лиц при осуществлении обязанностей по налоговому контролю с применением установленной Налоговым кодексом Российской Федерации нормы о присвоении каждому налогоплательщику идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

Ст. 80 и 84 кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщика указывать ИНН в любом документе, подаваемом в налоговый орган, в том числе и в налоговой декларации.

Должен отметить, что проблема ИНН носит во многом характер личностный. Многие верующие абсолютно добровольно и сознательно получили ИНН, не усмотрев в этом ничего противоестественного. Вместе с тем сегодня мы знаем о том, что часть граждан России отказывалась получать этот номер.

МНС России очень тесно работает с Русской православной церковью, ищет взаимоприемлемые варианты. Состоялся ряд встреч с патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) рассматривается как номер лицевого счета налогоплательщика в налоговых органах и является неизменным.

– Сегодня стало известно об изменении формы расчета по авансовым платежам по ЕСН. Правомерно ли требовать от бухгалтера изменения уже составленного отчета за первый квартал 2002 года? Наталья, Воронеж.

Действительно, федеральные законы от 15.12.02 №167-ФЗ и от 31.12.01 №198-ФЗ внесли существенные дополнения и изменения в гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

Новый порядок в исчислении и уплате единого социального налога прежде всего коснулся той его доли, которая раньше зачислялась в Пенсионный фонд России, а с 1 января 2002 года подлежит зачислению в федеральный бюджет за минусом налогового вычета.

В качестве налогового вычета выступают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, предназначенные для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии и зачисляемые в ПФР.

В связи с этим министерством разработаны и Министерством юстиции зарегистрированы формы расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которые являются самостоятельными формами налоговой отчетности. Представление их плательщиками единого социального налога страхователями по обязательному пенсионному страхованию обязательно.

Это приказы МНС России от 01.02.02 №БГ-3-05/49, регистрационный номер 14.03.02 №3288 и от 28.03.02 №БГ-3-05/153, регистрационный номер 15.04.02 №3363. Последний из них, которым утвержден расчет по авансовым платежам по страховым взносам, размещен в интернете на сайте МНС 16 апреля, в информационной системе «Консультант плюс» 17 апреля, а также в других периодических изданиях.

За первый квартал 2002 года указанные расчеты должны быть сданы не позднее 22 апреля сего года, так как 20 апреля является нерабочим днем. При этом ст. 6 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

25 АПРЕЛЯ 11:57




Версия
для печати


Обсудить
в форуме


Обсудить
в чате


Прочитать
позднее


Отправить
по почте















    РЕКЛАМА



ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО
 
КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
 
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
 

Rambler's Top 100 SpyLog Top List Counter

© «Газета.Ru» «Gazeta.Ru» (1999-2006).
Адрес редакции: 117152, Москва, Загородное шоссе, д. 5, стр. 2а.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
Страницы «Техзона», «Жилплощадь», «Отдых», «Матпомощь», «Образование», «Стиль», «Экстрим» являются рекламно-коммерческими приложениями к «Газете.Ru»

Обратная связь    Реклама в «Газете.Ru»

Нет доверия: почему снижение ключевой ставки не помогает экономике


Альтернатива депозитам: где искать процент выше инфляции


COVID-госпиталь: взгляд изнутри


Нежный щебет пуночки заморозил время: что такое арктический АСМР


Почта Банк предложил 0% по кредитам наличными на полгода


Цифровой шофёр: как технологии снизят аварийность такси


Не "короной" единой: где в Москве удобно привиться от гриппа


Что можно было увидеть на московских киноафишах десятки лет назад


В дороге: как губернатор Ямала 10 дней провел за рулем


Как Москва сэкономила миллиарды бюджетных средств



Сейчас в Газете.Ru


ПЕРВАЯ ПОЛОСА

подробнее

Самуцевич не привлекли к экстремизму


В «Ростелеком» пришли за молоком


ФБР рассекретило дочку Сталина


Два удара в сердце


КОММЕНТАРИИ

подробнее

Зурабов узел пенсионной системы


Вздрогнули после первой


Критическая масса экстремизма


Букашки без бумажки


Старость строгого режима


ПОЛИТИКА

подробнее

ФБР рассекретило дочку Сталина


ХАМАС уперся в столп


Безобразия в кабинете Медведева


«Израиль играет с огнем. Это будет большое кровопролитие»


БИЗНЕС

подробнее

В «Ростелеком» пришли за молоком


Samsung снова предъявила Apple патент


«Это своего рода новая социальная революция»


Дума не сошлась на наружке


ФИНАНСЫ

подробнее

Не успел потратить – в тюрьму


Стабильные рынки уронили доллар


Сгоревшие вклады сгорели совсем


Мировой нанофинансовый центр


Наш агент в МВФ


ОБЩЕСТВО

подробнее

Самуцевич не привлекли к экстремизму


Два удара в сердце


У Ройзмана изъяли видеоархив


«Все предатели будут наказаны»


Глеб Черкасов

Глеб Черкасов

Попытка остаться

В 1962 году Аркадий и Борис Стругацкие написали «Попытку к бегству». Теперь бы это

ПАРК КУЛЬТУРЫ

подробнее

Страна в порядке – спасибо зарядке


Я песню спел – она не прозвучала


Очень приятно, вампир


Бодрийяр в Жрачколенде


НАУКА

подробнее

Мозг считает секундами


Шимпанзе тоже плачут


Мэйдзи – хлопок одной ладонью


Говорящих с призраками просветили томографом


СПОРТ

подробнее

«Эмери идет вразрез с традициями «Спартака»


Соккер на Кубани


«Выход Аршавина получился ярким»


Навстречу испанцам


АВТОМОБИЛИ

подробнее

Европа откатилась на 17 лет


Надежность измерили в долларах


Снесла людей на остановке


Все дороги ведут в Питер



    РЕКЛАМА

ПОИСК
 




РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК



АРХИВ



ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ



ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ.RU



СДЕЛАТЬ ДОМАШНЕЙ СТРАНИЦЕЙ