ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | МАНЬЯК | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | КУБОК УЕФА | СОЧИ'14 | ЛИГА ЧЕМПИОНОВ





Виктор Кудрявый: «Я не чувствую себя государственным представителем»









Текст: Евгений Говоров  



Замминистра энергетики, вопреки мнению начальства проголосовавший против реформы РАО ЕЭС по Чубайсу, в эксклюзивном интервью «Газете.Ru» объясняет, почему он так поступил.

В середине марта, как уже сообщала «Газета.Ru», совет директоров РАО «ЕЭС России», членом которого является заместитель министра энергетики России Виктор Кудрявый, рассматривал вопрос об учреждении Федеральной сетевой компании (ФСК) – важнейшем этапе реформы энергетики. Суть ее, упрощенно говоря, заключается в разделении РАО ЕЭС на производящую компанию (электростанции) и ФСК (система ЛЭП). Создание ФСК является так называемой крупной сделкой, для одобрения которой необходимо согласие всех членов совета директоров.

Накануне голосования Минимущество определило позицию государства – голосовать за создание ФСК. Однако Виктор Кудрявый проголосовал против. После чего министр энергетики Игорь Юсуфов предложил премьеру Михаилу Касьянову того уволить. «Газета.Ru» обратилась к Виктору Кудрявому с просьбой прокомментировать свои действия.

– На прошлой неделе вокруг вашего имени разразился скандал. Впервые госчиновник публично отказался выполнить распоряжение правительства, и в результате была фактически заблокирована реструктуризация РАО ЕЭС. Почему вы так поступили?

– Говорить только о создании ФСК в отрыве от всей программы реорганизации энергетики совершенно неправомерно. Знаменитое 526-е постановление правительства о реформировании электроэнергетики определяет три этапа реформ. Первый этап состоит из двух фаз, куда входит и создание Федеральной сетевой компании.

Но в этом же постановлении очень четко говорится, что реформы не могут идти без нормативно-законодательной базы. Ее разработка должна иметь упреждающий характер. Это сложившаяся мировая практика. Никто втемную реформы в таких отраслях, как энергетика, никогда не проводил. Сначала тщательно анализируется ситуация, разрабатывается закон, этот закон находит поддержку не только в исполнительных органах власти, но и в обеих палатах законодательного органа.

У нас создание нормативно-законодательной базы для осуществления реформы, по которой на второе полугодие прошлого года был расписан очень жесткий график, полностью сорвано. Из 17 нормативных актов на уровне постановления правительства принято только три, да и те далеко не самые важные. Из восьми нормативных актов по Федеральной сетевой компании принят один, и тот не полностью. Поэтому, я считаю, здесь нужно поставить точку, поскольку очевидно, что у тех, кто оценивал эффективность реформ, их правовую основу и надежность энергоснабжения, возникли трудности, и отложить проведение до разработки законодательной базы.

– Какие законы должны были быть приняты в первую очередь?

– Если говорить о мировом опыте, самое главное – должен быть принят закон об электроэнергетике и еще лучше – закон о реорганизации электроэнергетики, хотя в правительственном постановлении он и не упоминается. Дело в том, что в соответствии с законодательством естественные монополии, где доля государства превышает 25%, должны реорганизовываться только по федеральным законам.

– А правительство, которое определило, что перед началом реструктуризации РАО ЕЭС должны быть приняты законы, – почему оно поддержало создание ФСК без них?

– Правительство дважды, в январе и феврале, рассматривало ход работ по выполнению постановления №526 и констатировало полный ее срыв. Была создана специальная правительственная комиссия во главе с Виктором Христенко. Такие же комиссии были созданы и в Минэнерго, и в РАО ЕЭС. Это говорит о том, что правительство отдает себе отчет: без нормативной базы никакого движения вперед не должно быть.

У меня создается впечатление, что законы вообще не нужны авторам реформ, достаточно обойтись двумя-тремя поправками. Например, предлагается поправка: энергоснабжающая организация может не иметь на своем балансе сетей до потребителя.

С виду поправка невинная. Но мы-то знаем, что за этим будет стоять посредник. У него не будет ни генерации, ни распределительных сетей, но зато будет счет в банке. В случае особых отношений с энергокомпанией этот посредник может, не влияя на затратную часть и не работая на потребителя, получать свою маржу. Такой механизм уничтожает весь смысл реформ. Это не реформа ради снижения затрат и повышения эффективности, это реформа ради того, чтобы в каждом регионе посадить своих посредников. В результате конечный потребитель только потеряет.

– И тем не менее правительство дало вам директиву поддержать не обеспеченную законами ФСК…

– На этом примере придется рассмотреть вопрос о том, кто кому дает директивы. Можно ли называть письмо, подписанное Минимуществом, правительственной директивой? И кому она дается? Есть закон об акционерных обществах. В нем есть специальная статья: члены совета директоров несут персональную ответственность (вплоть до материальной и судебной) за принимаемые решения во всех случаях, даже если они воздержались.

Ответственность не наступает только в одном случае – когда член совета директоров голосовал против решения, которое наносит ущерб компании. Никаких директив о том, чтобы, простите за тавтологию, работать по директивам, закон не предусматривает. Более того, я знаю, в законе не предусматривается голосования через директивы.

– Однако эта практика уже сформировалась и повсеместно используется на протяжении последних десяти лет. А вы создали прецедент.

– Сформировалась. Но я хочу обратить внимание на два важных момента. Когда я голосую госпакетом акций и мне написали, как и за кого голосовать, я это выполняю. Ведь этот пакет акций не мой. Например, мне давалось право распоряжаться государственными акциями РАО ЕЭС на годовом собрании акционеров. Мне расписали, за кого голосовать и как реагировать на явку акционеров, чтобы провести дополнительных представителей государства в совет директоров. И я действовал четко по этой формуле.

Но когда меня избрали в совет директоров, я лично несу ответственность за принимаемые этим советом решения. Кстати, на тайном голосовании акционеры проголосовали за Кудрявого Виктора Васильевича, которого в список кандидатов внесли и государство, и коммерческая структура – группа акционеров. Процент голосов, которые на общем собрании акционеров получил Кудрявый, значительно выше, чем доля голосов, которая приходится на меня от государственного пакета акций. Чей я представитель?

– И государства, и частных акционеров.

– Нет. При тайном голосовании вы не можете сказать, кто за кого голосовал. Я не чувствую, строго говоря, что я государственный представитель. Так что государство не дает директивы на все случаи жизни. Представители государства могут, если они убеждены (а может быть, и по другим обстоятельствам), не выполнять на законном основании государственную директиву. Считаю, что этот момент обязательно нужно юридически решить.

– Но тогда у госпредставителей появится громадное искушение голосовать не так, как велит государство, а так, как выгодно, скажем, их родственникам – акционерам той или иной компании.

– Я думаю, более правильным будет другой путь. Государство имеет 52% акций РАО ЕЭС. Мест в совете директоров всего 15. В уставе нужно заранее прописать право главному акционеру самому вводить восемь человек в совет директоров. Не избирать тайным голосованием, а именно назначать без всякого голосования и в случае необходимости оперативно их заменять.

В этом случае всем будет ясно: за тебя, Виктор Васильевич Кудрявый, никто не голосовал. А сейчас, при тайном голосовании, я могу спросить: а может, государство за меня вообще не голосовало? Почему за меня проголосовало не 4%, как за всех остальных госчиновников, а 7%?

Кроме того, было бы правильно, чтобы в совет директоров РАО ЕЭС не входили менеджеры. Например, в Германии законом запрещается, чтобы в советы директоров входили наемные менеджеры. В крупнейших немецких энергокомпаниях – EON, RWE – менеджмента в советах директоров нет. В этом случае не нарушается система контроля.

А у нас? Например, на заседаниях совета директоров РАО ЕЭС, как правило, присутствует не более восьми-девяти человек, из которых три менеджера. И если вопрос вносит правление, результат голосования предопределен автоматически!

Особенно опасно это становится в случае ФСК. В ущерб интересам акционеров и прежде всего государству, как главному акционеру, наемные менеджеры получают в управление на два года очень мощную инфраструктуру колоссальной стоимости не только с коммерческими, но и с властными функциями. Конечно же, они будут голосовать «за».

Если предположить, что из 15 членов совета директоров РАО реальная явка – 8-9, то по этой аналогии из 13 членов совета директоров ФСК явка составит 6-7 человек. Ясно, что наемные менеджеры будут ходить на заседания аккуратно. А вице-премьер, министры энергетики, экономики, финансов в силу своей загрузки этого просто не смогут.

– Каково будет дальнейшее развитие ситуации? Премьеру Касьянову направлено предложение уволить вас как чиновника, не выполнившего распоряжение правительства.

– 7 марта министр энергетики вызвал меня и попросил рассказать, что было на совете директоров РАО ЕЭС, посвященном созданию ФСК. После этого мне было предложено подать заявление об уходе. Я сказал: вы имеете право сами меня уволить. Я не вижу оснований для подачи заявления об уходе. Тогда министр направил соответствующее представление Михаилу Касьянову.

Государство, фактический владелец активов Федеральной сетевой компании, почти на два года лишается своей собственности. Теперь роль собрания акционеров будет играть правление РАО ЕЭС. Акций у государства будет ноль.

Придумана очень интересная схема – из 13 членов совета директоров 7 будут представителями государства, включая Анатолия Борисовича Чубайса. Где гарантия, что в какой-либо критический момент Чубайс, когда увидит, что его интересам угрожают, не поведет себя, как Кудрявый?

Но самый главный парадокс в другом. Акционером ФСК будет РАО ЕЭС, его правление. Так на каком основании в совете директоров будут присутствовать представители государства? Когда я вхожу в совет директоров, так как меня назначило государство, я буду голосовать согласно директиве. В противном случае, как я предложил, меня в тот же день заменят на Петрова или Иванова. А в данном случае правление РАО, поскольку фактически является собственником, будет иметь право давать директиву, как кому голосовать.

– Почему был придуман вариант, что ФСК будет передана государству только через два года, а до этого она является собственностью РАО ЕЭС?

– Я всегда привожу такой пример. Давайте я возьму бесплатно вашу квартиру, попользуюсь ей пару лет, а потом, может быть, ее вам отдам. Так и в случае с ФСК, когда государство и все акционеры РАО теряет свою собственность в пользу менеджеров.

Чрезвычайно важно соотношение уставных капиталов РАО ЕЭС и ФСК. Сейчас у РАО уставной капитал 21 млрд руб., а у ФСК после переоценки имущества он будет 127 млрд руб. В России, как известно, богатый опыт увода активов.

Система слияний и поглощений на том и основана: кто-то пересматривает свой уставный капитал, а потом обязывает дочерние компании с непересмотренным уставным капиталом объединяться. Те приходят, а им говорят: у вас маленький уставный капитал, так что вместо 51% ваша доля составит 5%.

У РАО остается очень небольшой уставный капитал, хотя любой собственник заинтересован в его увеличении. Большой уставный капитал, подтвержденный аудиторами и оценщиками, – это тот же рейтинг компании. Это уровень места, который компания занимает на рынке. Это колоссальный залоговый инструмент. Это сигнал рынку, что акции пойдут вверх. Почему-то в РАО не хотят привести уставный капитал в соответствие с активами. Сейчас у РАО активы в десять раз выше, чем уставной капитал. А вот в ФСК капитал и активы уравнивают сразу, и "дочка" становится богаче "матери" в шесть раз. Почему?

ФСК по таким принципам создавать нельзя. Она должна быть независимой и контролироваться государством.

– Тем не менее на совете директоров РАО ЕЭС в январе вы проголосовали за создание ФСК. А спустя два месяца – уже против.

– Январское решение было одобрением в принципе. Тогда не говорилось, с каким уставным капиталом создается ФСК. Я думаю, оглядываться на предыдущие решения не всегда правильно. Ситуация может измениться.

– Что же изменилось за два месяца так кардинально?

– Во-первых, новое предложение по уставному капиталу. О такой цифре никто и не заикался. У меня было требование, что определять его величину нужно синхронно, после пересмотра уставного капитала материнской компании – РАО ЕЭС. Во-вторых, прошла очень теплая зима с очень большими запасами топлива на электростанциях. И снова с очень большими проблемами – нарушением режима теплоснабжения, очень жестким отключением потребителей, которые происходили при наличии топлива и громадных долгов самих энергетиков перед федеральным бюджетом.

Фактически мы сегодня рассматриваем вопрос доверия реформ электроэнергетики менеджерам. Опыт последних зим показал, что они неспособны решать свои основные задачи. Для них даже подготовка к зиме ведется с помощью правительства или антикризисного штаба. Если рядовая работа делается с помощью антикризисного штаба, значит, штатные структуры управления вообще не способны что-либо решать.

– В РАО ЕЭС говорят, что вы ангажированы «Русским алюминием», который не заинтересован в реформе РАО, чтобы продолжать получать дешевую электроэнергию.

– Я впервые слышу об этом. Это очень интересно. В РСПП Олег Дерипаска возглавлял рабочую группу по электроэнергетике. Вместе с ним мы работали. Объективно говоря, металлурги, химики, нефтепереработчики – первые, по кому ударит реформа. Это будет на порядок страшней, чем квоты на поставки стали в США.

Что касается ангажированности. Все почему-то забывают сказать, что когда РАО ЕЭС приняло решение передать Саяно-Шушенскую ГЭС «Русскому алюминию», то борьба Минтопэнерго тоже в одиночку и при последующей поддержке Владимира Путина, который тогда был премьером, не позволила этого сделать. Потому что хотя передача ГЭС и была безусловно выгодна «Русалу», но это бы точно так же нарушило народно-хозяйственную цепочку, как сейчас ее нарушают реформы Анатолия Борисовича Чубайса.


26 МАРТА 12:38




    РЕКЛАМА





Версия
для печати


Обсудить
в форуме


Обсудить
в чате


Прочитать
позднее


Отправить
по почте















ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО
 
КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
 
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
 

Rambler's Top 100 SpyLog Top List Counter

© «Газета.Ru» «Gazeta.Ru» (1999-2006).
Адрес редакции: 117152, Москва, Загородное шоссе, д. 5, стр. 2а.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
Страницы «Техзона», «Жилплощадь», «Отдых», «Матпомощь», «Образование», «Стиль», «Экстрим» являются рекламно-коммерческими приложениями к «Газете.Ru»

Обратная связь    Реклама в «Газете.Ru»

Финам


РМК займется производством медной электролитической фольги


Русская медная компания нарастит свои мощности по катодной меди


Как не допустить утечки ценных данных и не стать жертвой киберпреступников


Оружие как бизнес: как кадры меняют российский ВПК


Арифметика энергетики: тратит один, а платит другой


Бизнес-лаборатория Какие киберугрозы чаще всего вредят российскому ретейлу


Отпуск без потерь: как справиться с джетлагом


Мода на аскетизм: новые лица в бизнесе


От кредитования к инвестициям – прогнозы рынка банковских услуг



Сейчас в Газете.Ru


ПЕРВАЯ ПОЛОСА

подробнее

Самуцевич не привлекли к экстремизму


В «Ростелеком» пришли за молоком


ФБР рассекретило дочку Сталина


Два удара в сердце


КОММЕНТАРИИ

подробнее

Зурабов узел пенсионной системы


Вздрогнули после первой


Критическая масса экстремизма


Букашки без бумажки


Старость строгого режима


ПОЛИТИКА

подробнее

ФБР рассекретило дочку Сталина


ХАМАС уперся в столп


Безобразия в кабинете Медведева


«Израиль играет с огнем. Это будет большое кровопролитие»


БИЗНЕС

подробнее

Дерипаска не может подойти к «Русснефти»


На фронтах войны форматов


Microsoft сыграет, недорого возьмет


У ТНК-ВР украли буквы


Вексельберг купил швейцарские насосы


ФИНАНСЫ

подробнее

Франция теряет конкуренто­способность


«Двадцатка» бросит тень на $67 триллионов


Клуб четверых


Рынки отошли от обрыва


ОБЩЕСТВО

подробнее

Самуцевич не привлекли к экстремизму


Два удара в сердце


У Ройзмана изъяли видеоархив


«Все предатели будут наказаны»


Глеб Черкасов

Глеб Черкасов

Попытка остаться

В 1962 году Аркадий и Борис Стругацкие написали «Попытку к бегству». Теперь бы это

ПАРК КУЛЬТУРЫ

подробнее

Страна в порядке – спасибо зарядке


Я песню спел – она не прозвучала


Очень приятно, вампир


Бодрийяр в Жрачколенде


НАУКА

подробнее

Мозг считает секундами


Шимпанзе тоже плачут


Мэйдзи – хлопок одной ладонью


Говорящих с призраками просветили томографом


СПОРТ

подробнее

«Эмери идет вразрез с традициями «Спартака»


Соккер на Кубани


«Выход Аршавина получился ярким»


Навстречу испанцам


АВТОМОБИЛИ

подробнее

Европа откатилась на 17 лет


Надежность измерили в долларах


Снесла людей на остановке


Все дороги ведут в Питер




  СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ


АВИА


БАНКИ


КОНСАЛТИНГ


НЕДВИЖИМОСТЬ


ОБРАЗОВАНИЕ


СТРАХОВАНИЕ


ТЕХНОЛОГИИ


ТУРИЗМ


ЭНЕРГИЯ
    РЕКЛАМА

ПОИСК