ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | МАНЬЯК | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | КУБОК УЕФА | СОЧИ'14 | ЛИГА ЧЕМПИОНОВ




18.06.2001
фото - Вениамин Синицын




«Шестисотая» отечественного производства
«Волгой» в наше время вряд ли можно кого-то удивить. Но у ГАЗа получилось. Удивил...





12.06.2001
Фото: Константин Куцылло




Вагон на все случаи
Любители автопоездок на юга ценят его за вместительность. Дачники-пикникисты...





09.06.2001





Английский «Трайдент» пустит всех ко дну
Европейский автопром, в отличие от нашего самобытного, полностью зависим. Это,...





06.06.2001
Фото: Константин Куцылло




Сталинский потолок при хрущевской жилплощади
Новый Mitsubishi Space Star вышел на российский рынок. Этот автомобиль подкупает...





02.06.2001
Фото: Константин Куцылло




Два литра для разгона, и не меньше
Saab 9-3 нового модельного года внешне изменился мало. Но нутро его настолько...





02.06.2001





Исключительный след
В сентябре этого года в Европе и России впервые появится внедорожник нового...





31.05.2001
Фото: Константин Куцылло




Peugeot 307 попал в разряд «унисекс»
Сегодня вечером в Москве впервые покажут Peugeot 307 – старшего брата популярной...





31.05.2001





Больше «Карреры» за те же деньги
Porsche всерьез обеспокоился падением продаж 911-й «Карреры» – спортивную классику...





30.05.2001





«Шестерка» с плюсом
Audi впервые представила журналистам свою новую «шестерку». В России она будет...





24.05.2001





Баварско-Московская Волга, или BMW
В эту пятницу в Москве впервые показывают новейшую «Волгу». Хотя это не совсем...





16.05.2001
Фото: Константин Куцылло




«Трешка» за тридцатник
Вот и пошла в продажу на российском рынке новая «трешка» BMW отечественного...





14.05.2001
Фото: Константин Куцылло




В позе Лотуса
Машины бывают плохие и хорошие. А бывают супермашины. Прекрасные, капризные...





10.05.2001





Три загадки BMW
У баварцев сплошные "иксы" – X3, X5, X7 и даже один совсем уж странный "икс"...





10.05.2001





Porsche с заду наперед
На этой неделе западные журналы опубликовали авторизированные снимки Porsche...





08.05.2001





Военная машина
Деревянная кабина, единственная фара и тормоза только на одной оси – так выглядел...



  Архив 








Все автомобили,
о которых мы писали







Военная машина








Текст: Александр Новиков  






Деревянная кабина, единственная фара и тормоза только на одной оси – так выглядел советский автомобиль войны. Но зато именно в Великую Отечественную родились первые джипы – и советский, и американский.

Чтобы автомобиль ездил, нужно совсем немного. «Машины войны» рождались из экономии – металл был нужен совсем для других целей. Деревянная кабина, прямоугольные крылья, грубо сваренные из нескольких кусков, всего одна передняя фара и тормоза только на задней оси. Такими были армейские грузовики первых военных лет, пока союзники не начали поставку в СССР своей более продвинутой автотехники.

Зато именно войне обязан своим рождением джип – не тот под завязку набитый комфортабельными примочками предмет автомобильной роскоши, которому дизайнеры тщетно пытаются вернуть хотя бы видимость агрессии и мужественности, а настоящий. ГАЗ-64, дедушка послевоенного «козла», был разработан в кратчайшие сроки и появился уже в 1942 году. Чуть позже возник его модернизированный вариант ГАЗ-67, благодаря более широкой колее феноменально устойчивый. Сталь его кузова не штамповали, а гнули на самых простых станках.



Дверей не делали вовсе – и проще, и прочнее, и запрыгнуть через борт можно быстрее, чем залезть в дверь. В этом откровенном уродстве есть какая-то особая привлекательность.



Двигатель довольно большого объема, 3,3 л, развивал всего 54 л. с. – зато был исключительно тяговит. Недаром «67-й» не только возил командирский состав (на случай непогоды к машине прилагался брезентовый тент), но и таскал 45-миллиметровые орудия. На случай тяжелых дорожных условий и больших грузов у газовского джипа была раздатка с понижающим рядом, управлявшаяся отдельным рычагом. Первый русский внедорожник отличался очень грубой сборкой – речь шла не о пресловутой «ровности кузовных зазоров», а о том, чтоб эти зазоры хотя бы не превращались на ухабах в трещины. Его американский собрат Willys, поставлявшийся к нам по ленд-лизу, выглядел, конечно, поприличнее и был технически более продвинутым. Мотор гораздо меньшего объема – 2,2 л – за счет высокооборотистости (по тогдашним меркам, конечно) выдавал на 6 «лошадей» больше. У «Виллисов» к тому же была возможность отбора мощности, гипоидная главная передача (более совершенная, чем червячная), телескопические амортизаторы, гидравлический привод тормозов. Кстати, на агрегатах «Виллиса» был создан плавающий автомобиль Ford GPA (таких машин осталось довольно много и сейчас). «Американцы» благодаря всем этим «изыскам» были не в пример капризнее. Так что русские традиции ремонта в сочетании с местными горюче-смазочными материалами и военным времененм быстро делали свое дело.

Не все советские военно-автомобильные эксперименты оказались удачными. Ни к чему не привели, в частности, попытки создать полугусеничный автомобиль-тягач. И дело не в том, что передние колеса, чтобы не зарываться в сугробы, нуждались в специальных лыжах.



Основная трудность была в самих гусеницах. Они, в отличие от американских, были резиновые, и снег, замерзая, разрывал их на части.



Да и 75-сильного двигателя – все, что могла предложить тогдашняя автопромышленность – для 6-тонного автомобиля было явно недостаточно.

Трехосным грузовикам ГАЗ-ААА, ЗИС-6 и ЯГ-10 повезло больше. Но все же они были редкостью. Использовались такие машины для транспортировки зенитных и прожекторных установок, радиостанций, как топливозаправщики, передвижные мастерские для ремонта танков в полевых условиях, а на шасси ЗИС-6 помимо прочего ставили первые гвардейские реактивные минометы, те самые «Катюши», по науке МБ-13. (Потом их модернизированный вариант БМ-14 устанавливали на «Студебеккеры».) Для связи разведки и огневой поддержки предназначались броневики – легкие БА-20 на шасси «эмки» и тяжелые БА-6 и БА-10, соответственно на шасси ГАЗ-ААА и ЗИС-6.

Когда немцы подходили к Москве, Завод имени Сталина был эвакуирован – оборудование вывезли из Москвы по частям в Ульяновск, Миасс и Челябинск, и там оперативно развернули производство автомобильных агрегатов и сборку целых машин. Эвакуация ЗИСа началась в октябре 1941 года, а уже весной 1942-го с конвейера в Ульяновске сошли первые грузовики. Но основная тяжесть в обеспечении грузовым транспортом армии до 1942 года лежала на Горьковском автозаводе, который поставлял фронту легендарные полуторки.

С 1942 года в СССР стали поступать под лэнд-лизу автомобили наших союзников. Всего в СССР было ввезено около 50 моделей военных грузовиков 26 фирм из США, Канады, Англии. Большинство таких машин имело передние ведущие мосты в дополнение к задним – шрусы иностранцы, в отличие от наших, уже научились делать. К тому же они могли ездить с гораздо большей скоростью, чем советские грузовики. Правда, скоростные качества могли быть реализованы только при использовании хорошего горючего и квалифицированном ремонте. Это, увы, получалось далеко не всегда.

Из ранее не известных в нашей армии типов автомобиля надо выделить двухосный грузовик-тягач повышенной проходимости Dodge BK-51 (чаще его называют по грузоподъемности Dodge ¾, т. е. ¾ тонны). Но самым популярным был грузовик Studebecker US-6 в модификациях с передним ведущим мостом и без оного. В этой машине необычными для тех времен стали 5-ступенчатая коробка передач с овердрайвом, двухступенчатая раздатка, возможность езды как на заднем, так и на «задне-передне-среднем» приводе, тормоза с гидроприводом и вакуумным усилителем, мощная лебедка, удобная цельнометаллическая кабина и металлическая платформа-кузов с откидными скамейками и съемным тентом. Некоторую часть «Студебеккеров» собирали из получаемых агрегатов на конвейере московского ЗИСа. Распространение в войну получили и специальные полугусеничные автомобили фирмы «Уайт», использовавшиеся в основном для разведки и охраны. Это был открытый автомобиль с бронированными бортами и со скамейками – прообраз БТР. К концу войны в Советской Армии насчитывалось благодаря ленд-лизу более 650 тыс. армейских автомобилей, против 270 тыс. в июне 41-го.

Что касается трофейных машин – Магирусов, тяжелых грузовиков Бюссинг, VW KDF (Kraft durch Freude), то использование их было ограничено отсутствием запчастей.





    РЕКЛАМА


404 Not Found

Not Found

The requested URL /cgi-bin/getbanner.cgi was not found on this server.

Additionally, a 404 Not Found error was encountered while trying to use an ErrorDocument to handle the request.


ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО
 
КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
 
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
 

Rambler's Top 100 SpyLog Top List Counter

© «Газета.Ru» «Gazeta.Ru» (1999-2006).
Адрес редакции: 117152, Москва, Загородное шоссе, д. 5, стр. 2а.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
Страницы «Техзона», «Жилплощадь», «Отдых», «Матпомощь», «Образование», «Стиль», «Экстрим» являются рекламно-коммерческими приложениями к «Газете.Ru»

Обратная связь    Реклама в «Газете.Ru»