ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | МАНЬЯК | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | КУБОК УЕФА | СОЧИ'14 | ЛИГА ЧЕМПИОНОВ





В садах Запада пробил час закрытия








Текст: Елена Дьякова  



В книжной серии «Иллюминатор» впервые на русском вышел роман Тома Вулфа «Костры амбиций» (1987). Пророчество о грядущем закате Запада прописано с добротностью «Будденброков». Жанр почти тот же: остросоциальный реалистический роман о «крупной буржуазии» конца 1980-х.

Это семейная сага. А также судебная, экономическая и этнографическая. Проницательный многоопытный автор ставит диагнозы городу Нью-Йорку, пальпируя «Большое Яблоко» в разных областях – от Парк-авеню до Бронкса. Вывод неутешительный: изнутри яблоко изъедено червями. Лучше бы диагнозу оказаться ошибочным. Но вот, например, кризис «виртуальной» экономики ценных бумаг в «Кострах амбиций» был предсказан...
Том Вулф, одна из ведущих фигур американской школы «нового журнализма» 1960–1970-х, известен в России прежде всего романом «Электропрохладительный кислотный тест» (1968). Абсолютно документальная проза этой ранней книги пылала именами ее героев: Аллен Гинзберг, Джерри Гарсия со своей группой «Благодарный мертвец», Джек Керуак, Тимоти Лири и Ричард Алперт, «Битлз» и Хантер С. Томпсон. Двигателем сюжета, первым среди равных был Кен Кизи, с его романом «Пролетая над гнездом кукушки», с его психоделическими экспериментами над ближними и над собой.
Документальный роман молодого Вулфа сверкал всеми красками Калифорнии и неоном ночных хайвеев, звенел бубенчиками и бисером «детей цветов», отбрасывал в сознание резкие черные тени мексиканских бродяг, голосующих на обочинах. Этот новый журнализм не уступал в изобразительности великолепно «отвязанной» прозе Тома Пинчона тех же лет (например, роману «V» с похожими, пусть и вымышленными, персонажами, населяющими карнавальный Гринич-Вилледж).
Поздняя художественная проза Вулфа выглядит документальной в той же мере, в какой ранняя документальная казалась художественной.
Герой, Шерман МакКой – белый, англосакс, протестант. Выпускник Йеля, сын, внук, пра-правнук выпускников Йеля. Респектабельный сорокалетний муж респектабельной сорокалетней жены, «безукоризненно заморенной диетой и гимнастикой». Специалист номер один по операциям с ценными бумагами почтенной уолл-стритовской фирмы «Пирс и Пирс». У него рыжеватые волосы, идеальная осанка и твердый подбородок. Все это наследие предков-первопроходцев. (Еще отец Шермана, старый лев Высокой Нью-Йоркской Юриспруденции, за сорок лет беспорочной практики никому не дал повода усомниться в твердости Фамильного Шотландского Подбородка).
МакКоя-младшего губит один неверный поворот руля: тайно встретив тайную подружку в аэропорту Кеннеди, он по ошибке въезжает в потоке вечернего трафика в Бронкс, где на мили тянутся трущобы, свалки, гаражи, мусорные баки, китайские закусочные, брошенные обветшавшие многоэтажки. Темнокожие юнцы с цепями маячат в тусклом свете фонарей. И ни одна дорога не ведет в Манхэттен.
Случайно спортивный «мерседес» финансиста попадает из «своего» Нью-Йорка в джунгли чужого. Случайно темнокожий школьник из семьи, героически благополучной для этого квартала, останавливается поглазеть, как будут ловить на дороге белых лохов с грудой багажа. Случайно лимузин респектабельной парочки, впавшей в слепую панику, задевает подростка. Дальше случайностей нет. Мальчик обречен стать жертвой социальных завоеваний бесплатной медицины. МакКой сгорит синим пламенем в кострах чужих амбиций, ибо на нижних ступенях социальной лестницы Нью-Йорка толпятся тысячи людей, для которых эта трагедия – повод к энергичным действиям, средство самоутверждения, двигатель карьеры.
Том Вулф, умный и жесткий прозаик-публицист, показывает без особого пафоса, какие взрывоопасные пары страха, тщеславия, комплексов, ярости и ненависти копятся над автострадами, газонами и пустырями Нью-Йорка конца ХХ века. Призрачна экономика акций, которой истово служит Шерман МакКой, с ее бешеными дивидендами и потерями, которые определяются лишь игрой курса (в конечном счете – игрой страхов, надежд и алчности). Призрачна профессиональная репутация жены МакКоя, дизайнера по интерьерам (и многое множество таких же репутаций, созданных игрой респектабельного пиара гламурных журналов). Призрачна твердость фамильного подбородка: потомство WASPов, создавших промышленность Америки, утратило бойцовские качества отцов. Призрачно гражданское негодование публициста-«разгребателя грязи», который придал истории масштаб национального скандала и заработал на ней лавры всеамериканского борца за справедливость. Призрачна идея сотрудничества сословий и даже сословная солидарность обитателей Манхэттена.
«Тупицы! Скоты! Дураки скудоумные! ...Не понимаете? Думаете, этот город по-прежнему ваш? Разуйте глаза! Величайший город ХХ века! Никакими деньгами вам не удержать его в своих руках», – это монолог эпизодического героя. Но нервный узел всей книги именно здесь. Эпизодический герой, мэр Нью-Йорка, заплеванный и забросанный банками майонеза на митинге в Гарлеме, – лицо вполне реальное. Вся сцена обструкции удивительно напоминает русские тексты прошлого века, какие-нибудь рассказы Шмелева или Чирикова о солдатских самосудах времен Гражданской войны.
Но Вулф, конечно, не подражает ни Шмелеву, ни Чирикову. И самые сильные сцены его романа наверняка выросли из его же собственных репортажей. Из «нового журнализма» образца 1980-х. Из того, что политкорректность не позволит сказать без флера «художественной прозы».
По Тому Вулфу, в современном Нью-Йорке всего реальней это. И еще твердость духа судьи Ковитского, потомка восточноевропейских иммигрантов, который мужественно противостоит самоуправству толпы, карнавалу злобы, одичанию и диктату наркодилеров во вверенном ему округе. Других сил в раскладе романа нет.



Под возделанной и ухоженной почвой США клубится, если верить автору, какой-то свой «этнический» Семнадцатый год



Со своим кругом слепоты, со своей обреченностью и ограниченностью благодушных, с дурной закономерностью ошибок власти и общества. Со своей огромной социальной лестницей крайних – тех, кто четко понимает, что окажется врагом и жертвой бунтующих юнцов с цепями завтра, но сегодня бездействует в страхе. Или подливает масла в костер, не в силах противостоять искушению искупить свои малые социальные обиды. И вся эта партизанская цепочка «англосаксов, но безденежных», «белых, но не англосаксов», «работающих черных» и пр. – жестко прописана Вулфом.
Глупо было бы судить о правоте и прозорливости или, напротив, о консервативном безумии автора романа, нью-йоркских «Бесов–1987». Глупо сравнивать текст Вулфа с книгой французского философа Э.М.Чорана «Разлад. О беге времени на его краю» (1979), в которой очень похожие диагнозы поставлены Парижу, а эпиграф из современной английской поэзии гласит «В садах Запада пробил час закрытия» (см. «Иностранная литература». 2001. №1). И вовсе некорректно сопоставлять «Костры амбиций» со свежей газетной заметкой о том, что в английских городах появляются «кварталы, свободные от белых», а среди нарушителей конвенции есть раненые.
Мы, обитатели г. Москвы, не располагаем полнотой информации. Мы хотя бы от этих тектонических толчков истории находимся в стороне. Но давно не выходил в свет столь жесткий и умный роман, заставляющий думать о хрупкости всего и вся, об уязвимости любой цитадели. О том, что единственная защита от социальных катаклизмов – сотрудничество. И единственная ценность, неистребимая катаклизмами, – личная сила духа.


07 МАЯ 13:33





    РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ



01 АВГУСТА

Любовь Генри Миллера

Еще одна книга классика эпатажной прозы вышла по-русски. **Генри Миллер, Колосс Марусский. Пер. с англ. Т.Матц - М.: Арт-Флекс, 2001. - 254 С. :
подробнее



30 ИЮЛЯ

Кислота спасет мир
На прилавках появилось сразу две книги знаменитого американского психолога,...

подробнее

25 ИЮЛЯ

Набоков в Зазеркалье
Владимир Набоков. Со дна коробки. Рассказы. Перевод с английского Дмитрия Чекалова....

подробнее

24 ИЮЛЯ

«День» да «Ночь» – жизнь прочь
Вышел в свет двухтомник Татьяны Толстой – книга рассказов и книга публицистики....

подробнее




21 ИЮЛЯ

Шерлок Холмс – взгляд изнутри

Впервые на русском языке вышли в свет мемуары Артура Конан Дойла. Шерлоку Холмсу и не снились невообразимые приключения, которые пережил его создатель.
Артур Конан Дойл, «Жизнь, полная...:

подробнее



13 ИЮЛЯ

Старое говно в новые мехи
Вслед за сборником «Пир» читатели получили от Владимира Сорокина еще один бестселлер....

подробнее

07 МАЯ

В садах Запада пробил час закрытия
В книжной серии «Иллюминатор» впервые на русском вышел роман Тома Вулфа «Костры...

подробнее

26 АПРЕЛЯ

Это мы, Господи!
Солженицынская литературная премия вручается в четвертый раз. Все ее лауреаты...

подробнее




13 АПРЕЛЯ

Бодрийяр в гостях у Микки-Мауса

В питерском издательстве «Владимир Даль» вышло, пожалуй, самое «олитературенное» произведение классика философии постмодерна. :
подробнее



26 ФЕВРАЛЯ

СССР как инфернальный Диснейленд
Михаил Герман. Сложное прошедшее (Passe compose). -- Санкт-Петербург: Искусство...

подробнее

12 ФЕВРАЛЯ

Экстремально своевременная книга
Свершилось. Главный начальник русского литературного постмодернизма наконец-то...

подробнее

02 ФЕВРАЛЯ

Хармс – это судьба
Владимир Глоцер. Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2000...

подробнее




25 ЯНВАРЯ

Без концепта нет рецепта

Владимир Сорокин, «Пир», «Ad Marginem», 2001. :
подробнее



24 ЯНВАРЯ

Мрожек про кривоножек
Славомир Мрожек. Мои возлюбленные кривоножки. Перевод Л.Цывьяна. СПб.: Амфора,...

подробнее

18 ЯНВАРЯ

Ужас через 60 лет
Павел Филонов. Дневники. СПб: Азбука, 2000.

подробнее

10 ЯНВАРЯ

Тайна «Черной книги»
Орхан Памук. Черная книга. Перевод с турецкого Веры Феоновой . СПб.: Амфора,...

подробнее




10 ЯНВАРЯ

Все в прошлом

Н.Н.Врангель, Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. -- СПб.: Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 2000. -- 320 с. :
подробнее




    РЕКЛАМА





Версия
для печати


Обсудить
в форуме


Обсудить
в чате


Прочитать
позднее


Отправить
по почте















ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО
 
КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | АФИША | НАУКА | СПОРТ | АВТО
 
ВЫБОРЫ-07 | ПОЛОНИЙ | ЭКСТРИМ | ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | ДЕНЬГИ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | ФУТБОЛ РОССИИ | EURO 2008 | СОЧИ'14
 

Rambler's Top 100 SpyLog Top List Counter

© «Газета.Ru» «Gazeta.Ru» (1999-2006).
Адрес редакции: 117152, Москва, Загородное шоссе, д. 5, стр. 2а.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
Страницы «Техзона», «Жилплощадь», «Отдых», «Матпомощь», «Образование», «Стиль», «Экстрим» являются рекламно-коммерческими приложениями к «Газете.Ru»

Обратная связь    Реклама в «Газете.Ru»

Перечислены главные киберугрозы будущего


Новогодний подарок Надежды Бартош на миллиард


Как МЦД повлиял на жизнь москвичей


Электронные трудовые книжки – новая реальность


Новая защита: как человечество победит киберпреступность и перестанет бояться хакеров


На что способны новые смарт-часы Huawei


«Авито» интегрируется с Госуслугами


Большой театр отправится в Челябинск


Где отдыхать в России зимой


Кто и как контролирует своевременность оказания медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях


  ПОЛИТИКА
 
 
 В Ингушетию введены войска
 Подводный охотник на женщин
 Политисключенные
 Президент пожертвовал братом
 
  БИЗНЕС
 
 
 Дерипаска не может подойти к «Русснефти»
 На фронтах войны форматов
 Microsoft сыграет, недорого возьмет
 У ТНК-ВР украли буквы
 
  ФИНАНСЫ
 
 
 Не успел потратить – в тюрьму
 Стабильные рынки уронили доллар
 Сгоревшие вклады сгорели совсем
 Мировой нанофинансовый центр
 
  ОБЩЕСТВО
 
 
 Пичугин ушел на пожизненное
 Эстония повторила фашистскую диверсию
 Бытовая драка с высоким начальством
 Смертельная вакцина парализовала Британию
 
  КОММЕНТАРИИ
 
 
 Пыль модернизации
 Фильтр для кремлевского «базара»
 Расстрел репутации
 Таджик с метлой, румын с лопатой
 
  ПАРК КУЛЬТУРЫ


 Маленький злой человек
 Архипелаг невезения
 Голландцы вернули картины Геринга
 Тайная жизнь писателей

  СПОРТ
 
 
 
 
 
 
 
  АВТОМОБИЛИ
 
 
 Испанская "Панда"
 Якиманские задворки
 Новая буква для BMW
 Рокада огородами
 

    РЕКЛАМА

404 Not Found

Not Found

The requested URL /cgi-bin/getbanner.cgi was not found on this server.

Additionally, a 404 Not Found error was encountered while trying to use an ErrorDocument to handle the request.