Газета.Ru



Первая полоса Лента новостей Политика Бизнес Финансы English Version Общество Культура Спорт Автомобили Стиль Погода Афиша Navigation Bar



Юбилей одного компромисса



Юбилей одного компромисса
В Московском музее архитектуры проходит выставка, посвященная столетию одной из характернейших фигур отечественной архитектуры сталинской эпохи.


      Двери, ведущие в анфиладу МуАра, где расположилась экспозиция, завешены громадным белым полотном, на которое проецируется немой черно-белый фильм: крупные планы и убыстренные движения персонажей, какие-то грабли, косынки, допотопный трактор… Это кадры из «Старого и нового» – знаменитой картины Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова 1926 года. Декорации – конструктивистский дом-ячейка и композиция из силосных башен – выполнил молодой архитектор Буров, недавний выпускник ВХУТЕМАСА.
      Рядом серия из изумрудных овалов и кругов в обрешетке технической арматуры – варианты декорации к философской пьесе «Голгофа» русского мыслителя-космиста Чижевского, который более известен широкой публике как изобретатель оздоровляющей люстры. На противоположной стене – необычные эскизы мебели: вещи выглядят словно пьяные – диван врастает в пол, зеркало вот-вот рухнет со своих ножек. Преддверие выставки обещает зрелище увлекательное и странное. Таким оно и оказывается, но совершенно не в том ключе, который задает ее начало.
      Андрей Буров – ровесник века, один из главных представителей первого поколения советских архитекторов, воспитанных авангардом. Сначала они разрабатывали конструктивистские поселения будущего, а затем сотворили главный город сталинского стиля – Москву. Именно здесь находится самая известная и неудачная постройка Бурова, Дом архитекторов в Гранатном переулке – венец его статусного взлета и архитектурного падения. Впрочем, лучшая его работа – жилой дом по улице Тверская, 25, с прекрасным карнизом в стиле итальянского Возрождения и фресками знаменитого Владимира Фаворского – тоже украшает столицу.
      Выставка построена следующим образом: сначала – введение, знакомящее с конструктивистскими проектами молодого архитектора. Потом, по версии устроителей, происходит «познание архитектором классики», составляющее основу экспозиции. В самый разгар борьбы с формализмом в искусстве (читай: конструктивизмом в архитектуре), в 1934 году, Буров становится аспирантом только что организованной Академии архитектуры. Бывший член конструктивистского авангардного объединения ОСА (Общество современных архитекторов) отправляется в пятимесячное путешествие по Франции, Италии и Греции, после которого переходит под знамена сталинского ампира.
      Безоговорочно приняв новый для себя язык с его колоннами, колосьями, гирляндами и прочими ложноклассическими атрибутами, Андрей Буров ищет в этих рамках свой собственный индивидуальный стиль. Не имеющий навыков работы с классическими формами, он начинает порождать настоящих монстров. Кажется, сам Иофан, архитектор чудовищного Дворца Советов, не смог бы вообразить Панораму Перекопа – громадное здание-цветок с пятью полукруглыми лепестками. А проект реконструкции Театра народного творчества (1936) не уступает по выразительности рельефам Междуречья – фигура Сталина, высотой во весь фасад, внимает строителям коммунизма, едва доходящим ему до колена.
      Буров создал настолько монструозный и гротескный портрет Власти, что практически все его проекты общественных сооружений остались на бумаге. Построены были только жилые здания, а также компромиссный Дом архитектора. Местами, правда, Буров выдает совершенно постмодернистские проекты: постройка вроде «Типового сборного дома для жителей юга»(1947) вполне могла бы возникнуть в восьмидесятые годы где-нибудь в Калифорнии. А увидев его «Реконструкцию Ялты» (1944), классики постмодерна Майкл Грейвз и Чарльз Дженкс смогли бы убедиться в собственной вторичности – так лихо на плане города расставлены гротескные многоэтажки, напоминающие то Пизанскую башню, то фонтан «Колос» с ВДНХ, а то и Колизей.

Егор Ларичев
На фото – Ле Корбюзье, Эйзенштейн, Буров
17 Января » 16:01







версия для печати 

обсудить в чате 

обсудить в форуме 







Парк культуры

Вот так со свиньями роднит себя Минкульт!

Вот так со свиньями роднит себя Минкульт!


Напился, ругался, скакал как ковбой. Проспался, смутился, покончил с собой.

Амазонки импортированы на родину

Амазонки импортированы на родину

Амфора с мешугой

Амфора с мешугой

Лорка и Полишинель на одной сковородке

Лорка и Полишинель на одной сковородке




Сегодня в газете

17 Февраля » 03:11
Убить Кадырова поручили пулеметчице

17 Февраля » 04:17
Открыт новый вид мошенничества в Интернете

17 Февраля » 02:28
Привет тебе, девальвация рубля

17 Февраля » 01:55
Американец застрелил друга окурками

16 Февраля » 04:18
Беги, Рита, беги!

17 Февраля » 02:59
Россия не увидит чемпионат мира по хоккею

16 Февраля » 07:38
«Легендеваген»





Первая полоса Лента новостей Политика Бизнес Финансы English Version Общество Культура Спорт Автомобили Стиль Погода Афиша Navigation Bar

Редакция
пишите нам: info@gazeta.ru
размещение рекламы: sales@gazeta.ru

© "Газета.Ru". При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Газету.Ru" обязательна

Rambler's Top 100 SpyLog Aport RankeR Top List Counter