Газета.Ru



Первая полоса Лента новостей Политика Бизнес Финансы English Version Общество Культура Спорт Автомобили Стиль Погода Афиша Navigation Bar



Все в прошлом



Все в прошлом
Н.Н.Врангель, Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. – СПб.: Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 2000. – 320 с.


      «В этой повести о прошлом какая-то особенная, может быть, только нам одним, русским, понятная своеобразная прелесть; прелесть грубого лубка, чудо простонародной русской речи... Все – на фоне античных храмов с колоннами... Или где-нибудь в Саратовской или Симбирской губернии девки-арапки с восточными опахалами на фоне снежных сугробов. Что может быть нелепее и забавнее, печальнее и умнее?
      Русское самодурство, главный двигатель нашей культуры и главный тормоз ее, выразилось как нельзя ярче в быте помещичьей России».
      Это не лейтмотив книги Н.Н.Врангеля «Старые усадьбы» (в нее вошли три объемных эссе, список трудов, фрагменты воспоминаний П.П.Вейнера, А.Ф.Кони, С.Ф.Ольденбурга), а лишь одна из ее линий. А сама книга – еще не парадный портрет из тех, что так любил и хорошо знал автор, а только абрис фигуры яркой, благородной и изрядно забытой.
      Между тем Николай Николаевич (1880–1915) был куда более известен в Петербурге 1910-х годов, чем его брат Петр Николаевич (1878–1928) (тогда незаметный гвардейский офицер, в 1920-м – последний главнокомандующий Добровольческой армии). Врангель-младший являлся одним из основателей и ведущих авторов журнала «Старые годы» (1907–1917). В 1910–1912 гг. был соредактором «Аполлона». Стал первым биографом Ф.С.Рокотова, создал первые исследования о русской портретной миниатюре и русской скульптуре ХVIII – начала ХIХ века.
      «Страшно, когда рушится веками созданная культура... Но еще страшнее гниение молодой жизни, гибель организма, еще полного сил. Россия, реформированная Петром, жила всего полтора века»,– пишет Н.Н.Врангель в эссе «Помещичья Россия» (1910). Исследовательский материал для огромной статьи ему дали летние путешествия 1902, 1904, 1909 гг. по гибнущим или цветущим (первых было неизмеримо больше) усадьбам провинциальной России. Он описывал частные коллекции, изразцы, веера, штофные обои, плафоны, парковые павильоны, дворцы Екатерининской эпохи, превращенные в фабрики или в сумасшедшие дома, в руины по берегам рек, цитировал сюрреалистически точные чиновничьи описи эпохи г-на Башмачкина: «...в той палате алебастровая подмазка вся обвалилась... своды в переходах весьма ветхи... образ Василия Херсонского попорчен, разодран... зеркало разбитое... два купидона китайские, ветхие... пятьдесят пять стульев ободраны... При том же дворце сад большой...»
      И скрупулезный текст собирателя наследия усадебной культуры переходил в портрет русского ХVIII века, с увлечением «знаниями, инициативой и огромной рабочей энергией», что были принесены в страну извне. Врангель писал о дворцах, возникавших в полном блеске за десять-двадцать лет. О «добром и ласковом эхе старых картин, прежней музыки, старинных домов и старосветских людей». Cо скрупулезностью этнографа он рассказывал о том, как за неполных два века была исчерпана энергетика петровской России, «воцарились постепенно те неряшливая небрежность и безразличие ко всему, что так характерны...» Писал – в 1910 году, всего за семь лет до конца «своего» света...
      Люди той эпохи любили слово «пассеизм» (от франц. «passe» – прошлое). Для братьев Врангелей это прошлое было кровным: их бабушка, Дарья Александровна, приходилась правнучкой А.П.Ганнибалу и троюродной сестрой Пушкину; их мать, Мария Дмитриевна, была из рода Майковых. Они любили искать смысл истории, ее скрытую символику. Как странно, что Врангели – прямые потомки Арапа Петра Великого…
      Россия ХVIII в. отправлялась за море, на верфи Саардама, приходила из-за моря строить флот и Петербург, искала выход к морям... Для того ли, чтобы через два века, в ноябре 1920 года, на военных транспортах вновь уйти за море, в Константинополь, под командованием прапраправнука А.П.Ганнибала? Прощай, свободная стихия...
      Осенью 1914-го журнал «Старые годы», дело жизни Н.Н.Врангеля, был им же приостановлен. Историк усадебной культуры, завсегдатай Старинного театра и «Бродячей Собаки» стал добровольцем, организатором прифронтовых лазаретов и санпоездов Красного Креста.

Елена Дьякова

10 Января » 19:39







версия для печати 

обсудить в чате 

обсудить в форуме 







Парк культуры

Вот так со свиньями роднит себя Минкульт!

Вот так со свиньями роднит себя Минкульт!


Напился, ругался, скакал как ковбой. Проспался, смутился, покончил с собой.

Амазонки импортированы на родину

Амазонки импортированы на родину

Амфора с мешугой

Амфора с мешугой

Лорка и Полишинель на одной сковородке

Лорка и Полишинель на одной сковородке




Сегодня в газете

17 Февраля » 03:11
Убить Кадырова поручили пулеметчице

17 Февраля » 04:17
Открыт новый вид мошенничества в Интернете

17 Февраля » 02:28
Привет тебе, девальвация рубля

17 Февраля » 01:55
Американец застрелил друга окурками

16 Февраля » 04:18
Беги, Рита, беги!

17 Февраля » 02:59
Россия не увидит чемпионат мира по хоккею

16 Февраля » 07:38
«Легендеваген»





Первая полоса Лента новостей Политика Бизнес Финансы English Version Общество Культура Спорт Автомобили Стиль Погода Афиша Navigation Bar

Редакция
пишите нам: info@gazeta.ru
размещение рекламы: sales@gazeta.ru

© "Газета.Ru". При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Газету.Ru" обязательна

Rambler's Top 100 SpyLog Aport RankeR Top List Counter