Газета.Ru



Первая полоса Лента новостей Политика Бизнес Финансы English Version Общество Культура Спорт Автомобили Стиль Погода Афиша Navigation Bar



Флаг клубничного цвета



Флаг клубничного цвета
Илья Ильф, Евгений Петров. Двенадцать стульев. Первый полный вариант романа. Подгот. текста, коммент. М. Одесского и Д. Фельдмана.– М: Вагриус, 2000. Илья Ильф, Евгений Петров. Золотой теленок. Первый полный вариант романа. Подгот. текста М. Одесского и Д. Фельдмана.– М.: Вагриус, 2000.


      «Агент ОДТГПУ медленно прошел по залу, утихомирил возникшую в очереди брань из-за места и занялся уловлением беспризорных, которые осмелились войти в зал I и II класса, играя на деревянных ложках ‘‘Жила-была Россия, великая держава’’».
      Актуально. Между тем источник канонический – «Двенадцать стульев». Ложкарный госгимн без слов образца 1927 года так и просится в свод расхожих цитат. Витает рядом с классическим «Пятьсот рублей могут спасти отца русской демократии». Но в привычном тексте романа песни нет. Мы до сих пор читаем-цитируем Ильфа и Петрова в редакции 1938 года. А она не совсем полна.
      «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» в свежевышедшем издании даны в неурезанном виде впервые (или почти впервые – полный текст первого романа публиковался в 1997 году). Восстановлены по беловым рукописям цензурные купюры и авторские сокращения. К «Теленку» прилагается другой вариант финала и первые главы недописанного романа «Великий комбинатор». «Стулья» публикуются с новым комментарием. (Пытливый поиск прототипов, конечно, забавен. Хотя сближение образа Никифора Ляписа-Трубецкого с образом Маяковского убедительным не кажется, несмотря на подчеркнутое комментаторами созвучие имен возлюбленных двух поэтов – Хины Члек и Лили Брик.)
      В предисловии отмечена связь эпопеи о сыне турецкоподанного и ее... не то чтобы соцзаказа. Исторического контекста. «Стулья» рождены эпохой борьбы с левым троцкистским уклонизмом. А «Теленок» – тут же последовавшей эпохой борьбы с правым бухаринским загибизмом. Но это не столь важно. Народ, конечно, схватится не за комментарий, а за восстановленный текст.
      И что-то его согреет: лихие главы о юности и парижских загулах Кисы Воробьянинова, московские редакционные безобразия середины 1920-х (описано с отменным пониманием механизмов прессы). Неожиданно серьезные пассажи, явно вычеркнутые твердой репортерской рукой: «Ипполит Матвеевич, сидя на балконе, видел в своем воображении мелкую рябь остендского взморья, графитные кровли Парижа, темный лак и сияние медных кнопок международных вагонов, но не воображал себе Ипполит Матвеевич (а если бы и воображал, то все равно не понял бы) хлебных очередей, замерзшей постели, масляного каганца, сыпно-тифозного бреда и лозунга ‘‘Сделал свое дело – и уходи’’ в канцелярии загса уездного города N».
      И, конечно, зла и точна чуть не единственная цензурная купюра в «Золотом теленке»: «Трудно найти более удобный плацдарм для всякого рода самозванцев, чем наше обширное государство, переполненное или сверх меры подозрительными, или чрезвычайно доверчивыми администраторами, хозяйственниками и общественниками.
      По всей стране, вымогая и клянча, передвигаются фальшивые внуки Карла Маркса... Отряды мифических родственников усердно разрабатывают природные богатства страны: добросердечие, раболепство и низкопоклонничество». Курсив не мой: в вагриусовском двухтомнике так выделены все восстановленные по авторским рукописям места.
      Но самое смешное: пересмотрев курсивы-купюры, понимаешь: не так уж материнская забота ВКП(б) нас обездолила. Это вот, которое любишь, слегка стыдясь, как уличные пирожки, это, растасканное на китайский цитатник товарища Бен Де Ра курортными пижонами, насмерть залюбленное остроумцами из курилок – отличная проза. И в полном варианте. Но и в привычном, в редакции 1938 года.
      Авторских сокращений в тексте явно больше, чем цензурных. Опытной журналистской (а значит, и редакторской) рукой Ильф и Петров вычеркивали добротные и невинные куски, замедляющие действие, утомляющие обилием новых персонажей и подробностей. «В Сталинграде концессионеры ждали Театр Колумба три недели. ...Если бы не бюро любовных писем, учрежденное великим комбинатором на базаре, концессионерам пришлось бы умереть с голоду. ...Бюро ко времени приезда театра завело уже обширную клиентуру среди домработниц...»
      Впрочем, наши привычные представления – наши проблемы. Вот абзац, он был всегда и во всех изданиях, но один отменный эпитет восстановлен публикаторами: «Флаг клубничного цвета трещал над официальным зданием. У белых башенных ворот провинциального кремля две суровые старухи разговаривали по-французски, жаловались на советскую власть и вспоминали любимых дочерей. Из церковного подвала несло холодом, бил оттуда кислый винный запах. Там, как видно, хранился картофель.
      — Храм Спаса на картошке,– негромко сказал пешеход.– Нет, это не Рио-де-Жанейро...».
      Новый текст дает повод внимательно перечитать старый. Перечитать взглядом человека, сильно изменившегося за последние десять лет. С другой информацией в оперативной памяти. С другими симпатиями и аналогиями.
      С детства помню кадр из фильма «Двенадцать стульев»: на афишной тумбе города Старгорода агитплакат, на нем лозунг «Наш ответ Керзону!» и фанерный аэроплан с мощным кукишем вместо пропеллера. И фразу «Наш ответ Керзону» помню с детства. Расхожие в народе слова. Но только в конце 1980-х по прочтении книги Нины Берберовой «Курсив мой» я уяснила, как важен был для ультиматума Керзона протест против российских репрессий 1920-х годов. Фразой впредь не пользовалась. И известный плакат с кукишем увидела в ином свете.
      Внимательного читателя полного текста «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» ждет немало подобных открытий.

Елена Дьякова
Иллюстрация - "Газета.Ru"
13 Декабря » 13:44







версия для печати 

обсудить в чате 

обсудить в форуме 







Парк культуры

Вот так со свиньями роднит себя Минкульт!

Вот так со свиньями роднит себя Минкульт!


Напился, ругался, скакал как ковбой. Проспался, смутился, покончил с собой.

Амазонки импортированы на родину

Амазонки импортированы на родину

Амфора с мешугой

Амфора с мешугой

Лорка и Полишинель на одной сковородке

Лорка и Полишинель на одной сковородке




Сегодня в газете

17 Февраля » 03:11
Убить Кадырова поручили пулеметчице

17 Февраля » 04:17
Открыт новый вид мошенничества в Интернете

17 Февраля » 02:28
Привет тебе, девальвация рубля

17 Февраля » 01:55
Американец застрелил друга окурками

16 Февраля » 04:18
Беги, Рита, беги!

17 Февраля » 02:59
Россия не увидит чемпионат мира по хоккею

16 Февраля » 07:38
«Легендеваген»





Первая полоса Лента новостей Политика Бизнес Финансы English Version Общество Культура Спорт Автомобили Стиль Погода Афиша Navigation Bar

Редакция
пишите нам: info@gazeta.ru
размещение рекламы: sales@gazeta.ru

© "Газета.Ru". При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Газету.Ru" обязательна

Rambler's Top 100 SpyLog Aport RankeR Top List Counter