Газета.Ru



Первая полоса Лента новостей Политика Бизнес Финансы English Version Общество Культура Спорт Автомобили Стиль Погода Афиша Navigation Bar



Дефиле муз



Дефиле муз
Все смешалось в Пушкинском музее: европейская живопись и графика к фестивалю «Декабрьские вечера», подборка итальянских рисунков к визиту тамошнего президента и тициановская «Венера Урбинская»...


      Отыскать человека, который дал бы внятные комментарии к происходящей в ГМИИ круговерти, не так просто. Одни не знают толком, другие недоговаривают, третьи отвечают вопросом на вопрос. Попробуем расставить события по полкам в меру собственного разумения. Во-первых, в пятницу в музее стартует традиционный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Концерты, как всегда, сопровождаются художественной выставкой, которая в этом сезоне озаглавлена «Зримая музыка» и составлена из произведений западноевропейской живописи и графики XIV – начала XIX веков.
      Во-вторых, на днях с официальным визитом в Москву прибывает президент Италии Карло Чампи, для которого подготовлена обширная культурная программа, в том числе выставка «От Карпаччо до Тьеполо: итальянский рисунок XVI–XVIII веков» из собрания ГМИИ.
      В-третьих, из флорентийской галереи Уффици доставили «Венеру Урбинскую» зрелого Тициана Вечеллио. Шедевр возник внезапно и в результате был повешен напротив упомянутых рисунков в микеланджеловском зале основной экспозиции, хотя явно претендовал на номинацию «выставка одной картины». Суммарная гармония оказалась безжалостно поверена геометрией залов и геополитикой, но испытание в целом выдержала.
      Начнем со «Зримой музыки». Предстоящие выступления Михаила Плетнева, Гидона Кремера, Петера Шрайера и американского трио с французским названием Beaux Arts полагалось сопроводить чем-нибудь не только высокодуховным, но и тематически выверенным. «Музыка в искусстве», положенная в основу экспозиции Белого зала,– это не символизм (в смысле «взгляните, как музыкальны эти линии»), а чистейшая эмблематика. Зрелище полнее всего описывается музыкальной иконографией – существует такая наука. Специалист по ней, а по совместительству известный органист Александр Майкапар в статье к каталогу не без изящества и даже интриги преподносит европейскую традицию изображения музыкальных инструментов. Скажем, флейта – это атрибут пасторали, она же – атрибут сатира Марсия (вспомним «Легенды и мифы Древней Греции»), она же – фаллический символ, когда на ней играет мужчина (а когда женщина?). Или лютня: атрибут Музыки как одного из семи искусств, Слуха как одного из пяти чувств, Полигимнии как музы и т. д.
      Общеевропейские сюжеты вроде «Святой Цецилии – покровительницы музыки» или «Царя Соломона – арфиста и псалмопевца» всегда интересны, особенно в их отклонениях от канона. Скажем, гравюра «Мирские радости Марии Магдалины» Луки Лейденского изображает не раскаяние блудницы, а ее времяпрепровождение в прежнем качестве – то бишь песни, пляски каждый час. Особое впечатление производят ксилографии Альбрехта Дюрера, точнее, не они сами, а то обстоятельство, что трубы архангелов из «Страшного суда» отнесены к разряду музыкальных инструментов…
      Гвоздем околомузыкальной программы назначено «Искусство живописи» Яна Вермера Делфтского из венского Музея истории искусств – и справедливо. От преобладающих на выставке караваджистов (продолжателей Караваджо в экспозиции не сосчитать, одних только изображений юных лютнистов штук шесть) младший современник Рембрандта отличается неочевидностью композиции, обилием будто бы посторонних деталей и явной чувственностью. Модель, позирующая сидящему за мольбертом художнику, напоминает пэтэушницу, маэстро близок к постижению натуры; полы в шашечку и фокусированное освещение в левой части наводят на мысли о голливудских кинолентах. Вернее, костюмный Голливуд происходит отсюда. Модель, кстати, держит в руке трубу, каковая является атрибутом Клио, музы истории.
      А вот перед нами гравюра позднейшего итальянца по картине Веронезе «Брак в Кане Галилейской». По одной из непроверенных версий, на басовой виоле в ансамбле играет Тициан. Так мы переходим к знаменитой «Венере Урбинской». Если кто в школьные годы видел в учебнике лежащую Венеру, тот почти не ошибся. Это была «Венера» Джорджоне, пейзажный фон для которой дописывал юный Тициан. По прошествии лет он создал свою версию – лучше или хуже, но собственную. Исчезли травы, исчез горизонт от левого края до правого, зато возник буржуазный интерьер, хлопотливые служанки и, главное,– портретное выражение лица центрального персонажа. Красота идеальная сменилась красотой модели. Говорят, что обнаженная красотка на двойном матраце – это Элеонора Гонзага, герцогиня Урбинская (хотя полотно создавалось по заказу к 30-летию законного брака и, вообще, фривольность еще не успела войти в моду). Картина производит сильное впечатление, хотя после восторгов и эпитетов, услышанных на пресс-конференции по ее поводу, полагалось бы просто упасть в обморок на пороге зала.
      На той же пресс-конференции звучали призывы обратить внимание на рисунки. Подборка показалась странноватой – всего 30 листов перекрывают три плодотворнейших века,– но сама возможность увидеть графику Гварди, Бернини или Каррачи довольно редка. В соответствии с условиями хранения эти и многие другие листы никогда не включаются в постоянную экспозицию и достаются из запасников лишь по случаю выставок. Преобладают барочные сюжеты – как эскизные, так и самодостаточные. Впрочем, имеется подозрение, что посетитель ГМИИ дойдет до этой экспозиции, лишь оглядев все вышеописанное, не говоря уже о Греческом зале и импрессионистах, так что сосредоточение на скромных рисунках потребует усилий,– и экспонаты того стоят. Разобраться в нынешнем выставочном хаосе все же возможно, однако без консультаций не обойтись. А ведь скоро еще и музыка грянет…

Велимир Мойст

28 Ноября » 13:30







версия для печати 

обсудить в чате 

обсудить в форуме 







Парк культуры

Вот так со свиньями роднит себя Минкульт!

Вот так со свиньями роднит себя Минкульт!


Напился, ругался, скакал как ковбой. Проспался, смутился, покончил с собой.

Амазонки импортированы на родину

Амазонки импортированы на родину

Амфора с мешугой

Амфора с мешугой

Лорка и Полишинель на одной сковородке

Лорка и Полишинель на одной сковородке




Сегодня в газете

17 Февраля » 03:11
Убить Кадырова поручили пулеметчице

17 Февраля » 04:17
Открыт новый вид мошенничества в Интернете

17 Февраля » 02:28
Привет тебе, девальвация рубля

17 Февраля » 01:55
Американец застрелил друга окурками

16 Февраля » 04:18
Беги, Рита, беги!

17 Февраля » 02:59
Россия не увидит чемпионат мира по хоккею

16 Февраля » 07:38
«Легендеваген»





Первая полоса Лента новостей Политика Бизнес Финансы English Version Общество Культура Спорт Автомобили Стиль Погода Афиша Navigation Bar

Редакция
пишите нам: info@gazeta.ru
размещение рекламы: sales@gazeta.ru

© "Газета.Ru". При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Газету.Ru" обязательна

Rambler's Top 100 SpyLog Aport RankeR Top List Counter