В четверг министр обороны Сергей Шойгу поручил подготовить иски по расторжению ряда сделок по продаже имущества «Оборонсервиса». Речь идет о сделках, когда имущество министерства было продано с нарушениями, пояснил «Интерфаксу» новый директор Департамента имущественных отношений военного ведомства Дмитрий Куракин (ранее департамент возглавляла Евгения Васильева, сейчас она находится под домашним арестом по основному делу о мошенничестве в «Оборонсервисе»). Куракин добавил, что ведомство намерено пересмотреть саму систему торгов, чтобы исключить возможность мошенничества в будущем. Он предположил, что часть функций по реализации объектов военного ведомства будет передана Росимуществу.
По фактам незаконных торгов ранее было возбуждено восемь уголовных дел, общий ущерб государству превысил 6,7 млрд рублей. В четверг к ним прибавилось еще одно — о продаже военного нефтеперевалочного комплекса, расположенного на мысе Мохнаткина Пахта в трех километрах от Мурманска, на берегу Кольского залива.
Следственный комитет возбудил дело по двум статьям УК РФ. «Установлена причастность к совершению названных преступлений» чиновников Департамента имущественных отношений Минобороны, а также управленцев «в дочерних обществах ОАО «Оборонсервис» и в коммерческих предприятиях» в покушении на злоупотребление полномочиями, в том числе должностными, говорят в ведомстве.
Мурманский военный комплекс — с железнодорожными подъездными путями, резервуарами для мазута, электрощитовой, зданиями котельной, а также мазутонасосной и сливными эстакадами — был продан за 455 млн рублей, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Главной военной прокуратуры.
Однако следователи выяснили, что в итоге Минобороны потеряло на сделке 242 млн рублей.
По версии следствия, чиновники из департамента Минобороны «подготовили и подписали у Анатолия Сердюкова», занимавшего тогда должность министра, правовые акты, которые «обеспечивали реализацию заинтересованным лицам по заниженной стоимости» военного имущества. «При этом указанный комплекс является единственным объектом, обеспечивающим функционирование Северного флота, других сил и войск, дислоцирующихся на Кольском полуострове», — добавили в СК. Командование ВМФ России не раз обращалось в министерство с возражениями против сделки, отмечают в СК, но, тем не менее, 17 октября этого года был заключен договор купли-продажи. «В тот же день сторонами подписан передаточный акт, в соответствии с которым продавец передал покупателю в лице компании «Коммандит Сервис» приобретенные им объекты. Однако следствие успело вмешаться в процесс отчуждения государственного имущества, и документы на передачу прав собственности на комплекс не были переданы для государственной регистрации», — сообщили в СК. В ведомстве отметили, что проверка сейчас продолжается и по другим аналогичным фактам.
Вместе с тем известно, что «Коммандит Сервис» работал на военном нефтеперевалочном комплексе на Мохнаткиной Пахте с 2003 года.
Об этом говорилось в отчете «Транспортировка нефти из российской части Баренцева моря» (Oil transport from the Russian part of the Barents Region), который каждые два года подготавливают экологи из Норвегии Алексей Бамбуляк и Бьерн Франтцен.
В последнем докладе — по состоянию на январь 2011 года — говорилось, что еще в 1999 году военный терминал на Мохнаткиной Пахте заинтересовал «ЛУКойл», который предлагал построить там нефтеперерабатывающий завод, но это предложение не было одобрено руководством Северного флота. «Роснефть» и «Татнефть» также имели планы на этот участок земли, но они не были реализованы. Как указывается в докладе, компания «Коммандит Сервис», дочка швейцарской группы компаний Progetra, работала на мысе с 2003 года, выстраивая терминал для отгрузки мазута с использованием оборудования и возможностей военной базы Северного флота. Было углублено дно, реконструированы нефтяные резервуары, отремонтированы железнодорожные пути, а также построена эстакада для 23 железнодорожных цистерн, около берега была поставлена плавучая станция, а от железной дороги до этой станции были протянуты два трубопровода. Осенью 2005 года нефтяной терминал заработал в полную силу. Мощность терминала составляет 2,5 млн тонн. На терминале используется обычная транспортная схема: нефтепродукты поступают по железной дороге на станцию Мохнаткина Пахта, перегружаются в резервуарный парк и по трубопроводу поступают на танкер-накопитель, откуда отгружаются на танкеры-отвозчики. По данным на 2006 год, в Мохнаткиной Пахте было отгружено 730 000 тонн нефтепродуктов на экспорт, в 2008 году терминал полгода не работал и отправил только 360 тысяч тонн, в 2009 году на экспорт ушло 1 млн тонн мазута, а в 2010 году — 1,2 млн тонн.
О работе «Коммандит Сервиса» на Мохнаткиной Пахте известно местным экологам. «Коммандит Сервис» занимается перевалкой нефти, — пояснил «Газете.Ru» координатор проектов по нефтегазовому сектору Баренцевоморского отделения WWF России Вадим Краснопольский. — Но это закрытая территория, туда наблюдателей не пускают». По его словам, в 2009 году была утечка мазута при перекачке топлива на плавучую станцию: «А 16 октября этого года был «круглый стол» в областной думе, на котором обсуждались экологические риски при перегрузке нефти. На нем представитель Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу назвал терминал на Мохнаткиной Пахте загрязнителем».
Между тем военные не уходили с терминала. «К 2010 году этот производственный комплекс был передан окружному материальному складу Московского округа Военно-воздушных сил (ВВС) и Противовоздушной обороны (ПВО) и вскоре преобразован в акционерное общество, а имущество безвозмездно приватизировано», — сообщили ранее «Газете.Ru» в пресс-службе ГВП. После этого, по данным военных прокуроров, совет директоров акционерного общества в соответствии с директивой министра обороны «посчитал комплекс более не нужным флоту и решил его продать». «Предыдущего генерального директора, категорически отказывавшегося продавать данное имущество, заменили на более покладистого руководителя, который 17 октября 2012 года заключил договор купли-продажи нефтеперевалочного комплекса по цене 455 миллионов рублей», — заявили в ГВП. 2 ноября военные прокуроры направили материалы проверки в военные следственные органы «для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц, а в регистрационные органы было направлено требование о приостановлении регистрации сделки.