Столичные власти пересмотрели бюджетные показатели этого года. Согласно принятым Мосгордумой в среду изменениям в закон о бюджете на 2010 год, доходы городской казны увеличены на 60,7 млрд рублей – до 1 трлн 60,8 млрд рублей. Как сообщил на заседании глава столичного департамента финансов Юрий Коростелев, эта сумма сложилась из более 40 млрд рублей собственных доходов городского бюджета и почти 19 млрд субвенций из федерального бюджета. Кроме того, по словам чиновника, источником финансирования бюджета будут также неизрасходованные в 2009 году 80 млрд бюджетных рублей.
Правда, как выяснилось на заседании, пик налоговых поступлений в бюджет пройден, и уже в июне динамика налогов на доходы физических лиц в Москве ухудшилась. Кроме того, по словам председателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, бюджетные доходы, как и экономическая ситуация в Москве, не являются стабильными.
Тем не менее, согласно принятым изменениям в бюджет, его расходы увеличились на 131 млрд рублей — с 1,12 трлн рублей до 1,251 трлн рублей. А дефицит городского бюджета вырос с 120 млрд рублей до 190,2 млрд. Впрочем, по мнению министра финансов, «дефицит не следует рассматривать как недостаток» городского бюджета.
По мнению Антонова, принятые изменения являются наиболее реалистичными и оптимальными для города, и при этом они не изменяют приоритетов социальной политики столицы: расходы на социальную сферу увеличились на 2,6 млрд рублей.
Принятыми депутатскими поправками город дополнительно профинансирует капитальный ремонт объектов здравоохранения (300 млн рублей) и меры по их противопожарной безопасности (500 млн рублей). На 100 млн рублей увеличились расходы на ремонт спортивных сооружений. Еще 324 млн рублей будут направлены на приобретение в собственность города детских садов. Целевым назначением департаменту ЖКХ выделяется 732 млн рублей на установку приборов учета.
Расходы на адресную инвестиционную программу увеличены на 114 млрд рублей, до 318 млрд рублей. Дополнительно 22,5 млрд рублей пойдут на строительство объектов дорожного хозяйства, 8 млрд рублей на строительство метро, 21,3 млрд рублей — жилья, 14,5 млрд рублей – инженерной инфраструктуры.
Между тем оппозиция (в лице парламентской фракции КПРФ и Общественно-консультативного совета политических партий при Мосгордуме, далее КС) с показателями расходной части бюджета не согласна. В свою очередь, авторы проекта изменений в бюджет не согласились с предложениями оппозиции. Так, была лишь частично учтена поправка, предложенная КС по инициативе партии «Яблоко» и касающаяся расходов на обеспечение бесплатными лекарствами. Эти расходы будут сокращены на 600 млн рублей, а не на 900 млн рублей, как планировалось ранее.
Планы по уменьшению расходов на компенсационное озеленение, а также на питание детей в школах и средних учебных заведениях остались без изменений.
Кроме того, фракция КПРФ, а также КС (рекомендованные им поправки подавал от своего имени координатор КС вице-спикер Николай Губенко) предлагали не увеличивать взносы в уставные капиталы ОАО Банк Москвы, ОАО МОЭК, ОАО «Фонд предприятий оптово-продовольственного комплекса» и другие коммерческие структуры, а также субсидии ОАО РЖД и ГУП «Московский метрополитен» (на содержание монорельса). Эти средства предлагалось направить на социальные цели и сокращение дефицита бюджета.
Однако все эти поправки были отклонены сначала автором законопроекта, а затем и единороссовским большинством Мосгордумы. «Бюджетные инвестиции в форме увеличения уставных капиталов акционерных обществ являются важнейшим инструментом поддержания предприятий реального сектора экономики, что особенно актуально в условиях выхода из экономического кризиса», — объяснил слабым в политэкономии оппонентам Коростелев.
По его словам, получающее 60 млрд рублей госгарантий ОАО «Энергокомплекс» направит эти средства на строительство новых подстанций с применением инновационных технологий, ОАО МОЭК решит за счет бюджетных вливаний (1,4 млрд рублей) проблему установки счетчиков, а необходимость увеличения бюджетных инвестиций (с 5 млрд рублей до 7 млрд рублей) в Банк Москвы обусловлена увеличением кредитования предприятий.
«Все это полная ерунда, — считает лидер «Яблока» Сергей Митрохин. – Тот же Банк Москвы до сих пор не предоставил отчета, на что пошли выделенные ему под предлогом кризиса средства из прошлогоднего бюджета. Никто не доказал и его бедственного положения. Ну а если это действительно так, то, может, надо подумать не о новых вливаниях, а о санации этого банка, процедуре банкротства?».
Что до ОАО МОЭК, то бюджетную поддержку этой компании Митрохин назвал «просто наглостью».
«Тарифы в этом году выросли на 28%, еще по мелочи содрали с населения за расчеты через банки, — напомнил Митрохин. – Мы категорически против таких затрат, если не предоставляются прозрачные отчеты о том, куда идут эти деньги, какие задачи решаются, какой эффект дали бюджетные вливания».
Не согласна оппозиция не только с планируемыми расходами, но и с тем, как формируется доходная часть бюджета. По словам депутата Вадима Кумина, на протяжении многих лет думские коммунисты борются с занижением плановых показателей доходов. И каждый раз при подведении итогов года подтверждается их правота.
По мнению Кумина, дело здесь не столько в объективной невозможности заранее четко спланировать бюджетные показатели, сколько в заинтересованности городских властей «в многомиллиардных расходах без ведома Мосгордумы».
Между тем к концу года мэрии действительно могут понадобиться дополнительные деньги. Через 10 дней вступает в силу указ мэра «Об условиях и порядке предоставления из бюджета города Москвы государственным гражданским служащим города Москвы единовременной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения». Этот документ заменяет распоряжение шестилетней давности «О порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий и предоставления жилых помещений государственным служащим города Москвы».
Теперь чиновникам не надо будет томиться в очереди на получение жилья: с 1 января 2011 года ее заменят субсидии. Достаточно будет иметь два года непрерывного стажа госслужбы и «не совершать за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий». Изменилась и учетная норма: на субсидию можно претендовать, если размер приходящейся на каждого члена семьи жилплощади составляет менее 15 кв. м. Прежде речь шла (как и для простых смертных) о 10 кв. м, а льготы предоставлялись лишь чиновникам, проработавшим на руководящих должностях не менее 10 лет. Нормы предоставления, по которым будет рассчитываться размер субсидии, также выглядят привлекательнее, чем для рядовых горожан. Кроме того, при этом расчете будет применяться поправочный коэффициент с учетом стажа.