В пятницу в Госдуме на правительственном часе в закрытом режиме выступил вице-премьер Сергей Иванов. Чиновник пришел в Госдуму спустя всего четыре дня после того, как Дмитрий Медведев устроил разнос за срыв исполнения гособоронзаказа. Он потребовал назвать ему фамилии и должности виноватых, а если такого списка представлено не будет, то наказывать придется руководителей отрасли и «руководителей правительства», которым, сказал президент, «во времена оные уже занималась бы активным физическим трудом на свежем воздухе».
Из доклада вице-премьера следовало, что все не так плохо, как думает глава государства, хотя «отдельные случаи невыполнения гособоронзаказа есть», признался Иванов.
Как рассказал «Газете.Ru» член комитета ГД по обороне Михаил Ненашев, Иванов сообщил, что гособоронзаказ на этот год составляет 580 млрд рублей и заключено договоров на 88% от объема выделенных средств. Это хуже, чем в прошлом году, когда заказ был выполнен на 94%, сообщил депутатам Иванов.
Он признал, что «есть и были случаи, когда уже исполнители заказа при заключенном контракте срывали сроки его исполнения», больше всего таких случаев в судостроении и на ряде других предприятий» — речь, в частности, о подводных лодках и корвете проекта 20 380 «Стерегущий», а также самолетах Як-130 и БМП-3.
Услышав это, депутаты повторили чиновнику президентский вопрос про то, кто в правительстве несет ответственность за развал ОПК, на что Иванов ответил, что в правительстве за ОПК отвечает он, а виновные в невыполнении заказа установлены и наказаны: кто-то уволен, кто-то получил выговор. Имен докладчик называть не стал. Крупнейшей отставкой последнего времени было увольнение главы Роскосмоса Анатолия Перминова в апреле 2011 года — формально по достижению 65 лет, неформально — за срыв сроков завершения программы создания спутниковой группировки национальной системы навигации ГЛОНАСС по причине неудачного запуска и одновременной потери трех спутников в декабре 2010 года.
На сроки влияет и необходимость заключения договоров на конкурсной основе, сообщил Иванов: в этой части «распределено только 10% заказов в денежном выражении».
Однако, напомнил Иванов, президент дал поручение Минобороны и всем другим заказчикам из числа силовых структур завершить выполнение гособоронзаказа с заключением контрактов до конца мая этого года. Он не стал ставить под сомнение реалистичность поставленного срока.
Но в целом, доложил Иванов, ситуация в отрасли неплохая: продукции в прошлом году выпущено на 1,5 трлн рублей, производительность труда выросла на 17%, что выше, чем в среднем по промышленности.
Накануне выступления Иванова премьер Владимир Путин предложил свой вариант борьбы со срывом сроков — в отдельных случаях разрешить стопроцентное авансирование заказа, но только крупным и проверенным предприятиям-партнерам.
Его предложение прозвучало в ответ на жалобу главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, который сказал, что корпорация получила пока только 18% от объема заключенных контрактов.
После выступления депутаты поинтересовались у Иванова, какая новая техника поступит в армию, ВМФ и ВВС в этом году и есть ли необходимость в закупках военной продукции за рубежом. Сергей Иванов ответил, что приоритет в закупках вооружений будет отдаваться предприятиям российского ОПК. В случаях же с зарубежной продукцией речь идет прежде всего об образцах высокоточной техники и электронного оборудования, то есть об областях, где предприятия российского ОПК пока не могут конкурировать с зарубежными образцами, сказал вице-премьер, рассказал «Газете.Ru» депутат-единоросс Александр Хинштейн. Речь об израильских беспилотниках, французских вертолетоносцах Mistral, договор о строительстве которых никак не могут согласовать, также с Францией идут переговоры о закупке ограниченной партии экипировки «солдата будущего» Felin (бронежилет, защитный шлем с двумя дисплеями и микрофоном, средства связи и обмена данными), с итальянской Iveco заключено соглашение на организацию производства на своей территории бронеавтомобилей этой марки.
У Иванова было «полное сознание того, что ненормальность ситуации в ОПК должна быть устранена», рассказал о своих впечатлениях от выступления вице-премьера Ненашев, но теперь «есть надежда на то, что нынешняя программа будет реализована». Причина провала прежней программы развития вооружений прежде всего в просчетах управления, уверен депутат.