В субботу в Мускоке завершился саммит «восьмерки», который в этом году совмещен со встречей на высшем уровне «двадцатки». В ходе саммита лидеры осудили действия Ирана и КНДР, приняли решение увеличить объем помощи для борьбы с детской смертностью, приложить все усилия, чтобы не допустить второго экономического кризиса, и не договорились, стоит ли одновременно проводить саммиты G8 и G20.
На саммите в Мускоке президенты и главы правительств стран G8 договорились увеличить объем финансирования для снижения количества смертей среди матерей, новорожденных и детей в возрасте до 5 лет в развивающихся странах. Этот пункт стал одной из главной инициатив встречи на высшем уровне, прошедшей под лозунгом «Выход из кризиса и новые начала» (так называется итоговая декларация).
На борьбу со смертностью среди матерей и новорожденных с 2010 по 2015 год может быть выделено более $10 млрд. Помощник президента России и шерпа G8 Аркадий Дворкович в беседе с журналистами уточнил, что общий объем может составить около $14 млрд. На эту программу Москва в ближайшие три года выделит $75 млн.
К Мускокской инициативе помимо членов «восьмерки» уже присоединились правительства Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Кореи, Испании и Швейцарии, а также Фонд Билла и Мелинды Гейтс и Фонд ООН. Они намерены дополнительно выделить $2,3 млрд в течение пяти лет. В декларации отмечается, что участники не создают новые механизмы финансирования, а каждый донор может выбрать наиболее удобный и эффективный для себя способ участия в программе. Планируется, что смертность детей в возрасте до пяти лет будет сокращена на 1,3 млн случаев, материнская смертность на 64 тыс. Дворкович уточнил, что это единственные новые обязательства России, которые появились в ходе саммита в Мускоке.
Главной темой обсуждения на встречах в формате outreach, в которой также участвовали главы африканских и латиноамериканских стран, стала проблема наркотрафика. «Президент России сказал о необходимости принятия глобального плана по борьбе с наркотрафиком», — рассказал Дворкович. И призвал к большей координации в этой сфере. Медведев заявил коллегам, что этот вопрос нельзя обсуждать применительно только к конкретным регионам, поскольку он касается всего мира, рассказал президент журналистам.
Лидеры G8 приняли ряд заявлений, в том числе осудили терроризм, в частности теракты в московском метро в марте этого года и попытку взрыва авиалайнера, направлявшегося в США, в декабре 2009 года.
Политики призвали Южную и Северную Кореи к более конструктивному диалогу и осудили КНДР за предполагаемое уничтожение южнокорейского корвета «Чхонан». Лидеры «восьмерки» также призвали Иран к большему уважению прав человека. Кроме того, политики обсудили ближневосточное урегулирование. Медведев выступил с подробным докладом и заявил о необходимости контактов со всеми участниками этого конфликта, рассказал Дворкович. Участники также поддержали инициативу по созыву конференции по ближневосточному урегулированию в Москве на том этапе, когда непрямые переговоры между израильтянами и палестинцами дадут результат и перейдут в стадию прямых переговоров.
«Это было живое обсуждение, после которого не последовало никаких решений», — подвел итоги дискуссии Дворкович.
Еще одна традиционная тема встречи лидеров «восьмерки» — возможность изменения формата. И на предыдущих встречах некоторые участники высказывались за то, что состав участников стоит расширить и, например, совместить проведение форумов с «двадцаткой».
В этот раз впервые саммиты G8 и G20 были совмещены по времени, но не факт, что такой принцип будет использоваться дальше. Следующий саммит G8 пройдет летом 2011 года в Ницце. Будет ли он совмещен, как и в Канаде, с саммитом G20, пока конкретного решения не принято, рассказал Дворкович.
«Есть свои плюсы и минусы и в том, чтобы проводить саммиты близко по времени, и в том, чтобы их разделять. Мы хотим, чтобы сохранялось взаимное доверие между всеми партнерами и не было опасений, что G8 что-то решает в узком кругу, а потом с готовыми решениями выходит на G20», — сказал помощник президента. «Франция пока не объявила конкретные даты, но, насколько я понимаю, G8 планируется на лето, а G20 на осень», — пояснил Дворкович.
Президент Медведев на пресс-конференции заявил российским журналистам, что он, как и его коллеги, «не считает, что «восьмерка» изжила такой формат», поскольку позволяет обсуждать вопросы внешней политики, безопасности и другие вопосы.