Когда-то футуристы отпускали «на свободу» слова, теперь дизайнеры позволяют бытовым предметам гулять, где вздумается. Главное, чтобы гаджеты и артефакты сохраняли лояльность человечеству, а вот их внешний вид может претерпевать самые парадоксальные изменения. Удобство, прогрессирующее в сторону сюрреализма, – приблизительно такова философия современного голландского дизайна. На первом месте должна стоять некая свежая идея (желательно, безумная), и только потом в дело будут пущены технологии, которые адаптируют предмет к нуждам пользователя. Такое маниакальное прожектерство, несмотря на будто бы странность подходов, приносит свои плоды. В сегодняшних Нидерландах дизайн является одной из важнейших статей экспорта.
В целях дальнейшей его популяризации по Европе перемещается гастрольная экспозиция – недавно были Берлин, Милан и Будапешт, сейчас дошла очередь до Москвы.
«Выставка достижений» не носит помпезного характера и не претендует на тотальный «отчет о проделанной работе», зато здесь участвуют полсотни ведущих голландских дизайнеров – каждый со своим экспонатом. Иногда совсем крошечным и легкомысленным, вроде мини-пресса для давления чеснока или плоского фарфорового перстня. Значение определяется не размером вещи, а креативностью авторского воображения. Хотя встречаются и крупногабаритные предметы – например, передвижная ванна с дровяным подогревом. Вывез эту купель на трейлере куда-нибудь за город, накидал в топку поленьев, залил воды из ближайшего водоема – и можешь весь уикенд плескаться в тепле и довольстве. Затея довольно бессмысленная, если честно, зато эффектная.
Большинство голландских авторов одержимы мыслью, что польза без красоты – ничто.
А красота понимается довольно своеобразно, иногда совсем не в духе протестантской чопорности. Например, Йорис Лаарман спроектировал отопительную батарею с такими барочными завитками, что любой католический собор позавидует. Или вот прозрачный стул с голограммами от Ральфа Наута и Лоннеке Гордийна – то ли действительно на нем сидеть нужно, то ли стоять в сторонке и любоваться в онемении. Большую уверенность испытываешь по поводу интерактивных бельевых веревок, придуманных Шарлотт Грюн. Здесь все элементы взывают к скорейшему использованию на практике. Система сдержек и противовесов обеспечивает постепенное натяжение веревок по мере высыхания белья, так что хозяйка с одного взгляда определит, что вещички пора снимать. Но и здесь не без психоделики: устройство снабжено саундтреком беспорядочной капели – для пущего погружения в мистический процесс испарения влаги.
Дошло до того, что дизайнерская мысль привела к овладению левитацией.
На выставке можно увидеть торшер вполне традиционной формы, у которого часть абажура парит в воздухе.
Автор объяснил, что задействованы магниты, никакой магии, – но впечатление сильнейшее. А еще голландцы научились делать стулья из бумаги и из такого сверхлегкого волокна, что при внезапном сквозняке гарнитур может улететь в другой конец комнаты. Творчески переосмыслена и форма электрических лампочек: нынешние светильники выглядят криволинейными сгустками светящейся плазмы, неизвестно как угодившей в земную атмосферу. Фужеры предлагается ставить на стеклянные треножники – так устойчивее, хотя зрительно такая конструкция рождает тревогу. А напольные ковры следует ткать из вторсырья, то есть из тряпок и ненужных одежд. Получится и стильно, и экологично. Демонстрируются также шляпки в виде отходов портновского производства, дамские сумочки в форме пистолетной кобуры, стол с очертаниями самолетного крыла и другие дизайнерские прихоти.
Временами похоже на выставку отвязного современного искусства, но имеется принципиальная разница. Эти экспонаты все до единого применимы в быту, некоторые даже запущены в серию. Может, когда-нибудь и до наших прилавков доберутся.