Придуманный властями новый праздник - День народного единения правильнее было бы назвать не красным, а смутным днем календаря. Смутным не потому, что не слишком мотивирован выбор того исторического события, которое должно символизировать единение народа. И не потому, что произвольно выбрана дата окончания Смутного времени - 4 ноября. Отсыл к столь давним и, по большому счету, не затрагивающим ничьих чувств событиям говорит о том, что и в настоящем, и в недавнем прошлом практически невозможно найти дат, событий и тем, по которым оценки большинства россиян совпадали бы.
Если бы нынешнюю власть, которая в политических методах и идеологических приемах во многом повторяет власть позднесоветскую, не терзал бы порожденный этим сходством комплекс неполноценности, она занималась бы чем-то более полезным и насущным, чем пересмотр памятных дат и перенос праздничных дней. Но муки творчества по придумыванию новой национальной идеи не дают покоя - и потому вместо привычного выходного 7 ноября, россиянам предложено гулять непривычного 4-го.
Принятая Ельциным Конституция нервирует опрометчивым ограничением президентского срока - и день принятия Основного закона лишается статуса официального праздника.
В стране, где на 150 миллионов населения - почти 100 тысяч долларовых миллионеров и 30 миллионов граждан, живущих за чертой бедности, вряд ли стоит праздновать и первомайский праздник труда. Но чтобы отменить его, так же как и день независимости России 12 июня, нужно придумать или найти иные праздники, которые бы обозначали, обосновывали бы идентичность новой, недавно изобретенной кремлевскими мыслителями исторической общности - российского народа.
Пока же не слишком гладко вышло с обоснованием и первого в ряду новорусских праздников - 4 ноября.
Несмотря на прошедшие по городам и весям под организационным и идейным руководством «Единой России» празднования дня народного единения, народ, похоже, так и не понял главного - за что выпивать
Кое-кто, правда, сориентировался. В то время как режиссер Владимир Меньшов с телеэкрана пытался убедить народ, что «этот праздник нам нужен», около трех тысяч, в основном молодых, людей маршировали по центральным московским улицам с лозунгами «Это наша земля!», «Россия принадлежит нам!», «Русские идут!».
Телеканал НТВ, завершив демонстрацию свежеиспеченного документального фильма, призванного идеологически обосновать новый красный день календаря, шествие нью-патриотов показал в теленовостях мельком и без комментариев. Прочие каналы «Правый марш», в котором участвовали «Евразийский союз молодежи» и «Движение против нелегальной иммиграции (организация запрещена в России)», «Память» и ряд других националистических организаций, проигнорировали вовсе.
Государственные каналы демонстрировали «правильный» народ, глазеющий на открытие копии памятника Минину и Пожарскому, патриарха Алексия II и иных высоких гостей в Нижнем Новгороде и празднично ликующий всюду - от Благовещенска до Сыктывкара. Показали, конечно, и Владимира Путина, давшего в Кремле прием для отобранных по всей России благотворителей и блиставшего цитатами из историка - славянофила Михаила Погодина. Праздник-бал, который устроила часть участников «Правого марша» на Патриарших прудах, увы, не показали. Хотя зажигали они не хуже, чем кремлевские гости Путина.
Вместо академических цитат - боевой клич «Россия, вперед!», вместо чинных фото на фоне президента - позирование на голове у бронзового баснописца Крылова.
Буднично выгуливавшие детей и не ощущавшие праздника граждане, правда, вздрагивали от патриотических воплей, морщились при виде вскидывавшихся в нацистском приветствии рук. Но ведь и от звуков старого советского гимна с новыми словами кое-кто вздрагивает. И от совмещенных с орлами звезд на кремлевских башнях отдельные несознательные граждане морщатся.
Не понимают, что поиск новой национальной идентичности - задача непростая.
<1>Те, кто понимают, пытаются совместить и звезды с крестами и коммунистов с фашистами. Поэтому четвертого по центру Москвы прошли крайне правые, а 7-го - власти, несмотря на рабочий день, перекрыли улицы для левых. Такой же праздничный плюрализм был дозволен по всей стране. День единения праздновали с «Единой Россией», Красный Октябрь - с коммунистами. Для особого региона - Чечни - 7-го ноября был устроен специальный праздник - рок-концерт.
Утром по Красной площади в Москве прошли ветераны Великой Отечественной, которые участвовали в параде 7 ноября 1941 года. Днем Рамзан Кадыров в Гудермесе пел с «Машиной времени» «вот новый поворот». Вечером Лимонов кричал на столичной Театральной площади: «Ленин смог, сможем и мы!».
Власти, не сумевшие пока объяснить народу, что он теперь должен праздновать, смогли обеспечить разнообразие культурно-политической программы.
Возможно, полагая, что пока граждане митингует и празднует, неважно по какому - смутному или явному поводу - но под контролем, «оранжевой» угрозы митинговавших 7 ноября алтайских «красных» - «One solution: revolution!» - можно не опасаться.