На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Нефти на всех не хватает

Заместитель главного редактора Газеты.Ru

Впервые после кризиса 1998 года Минфин занял деньги за рубежом. Размещены 2 транша евробондов на 5 лет ($2 млрд под 3,74%) и на 10 лет ($3,5 млрд под 5,04%).

Время для размещения госдолга выбрано удачно: на мировых финансовых рынках избыток ликвидности и дефицит инструментов. Поэтому и проценты достаточно низкие. Дебют России на долговом рынке технически вполне удачен.

На этом хорошее, собственно, и заканчивается.

На долговой рынок России выходить было надо. Просто нельзя там не присутствовать, за это приходится платить. Например, рейтинг Бразилии на ступень ниже российского, но занимает деньги она дешевле, чем Россия. В первую очередь потому, что присутствует на этом рынке постоянно.

Россия же ушла с этого рынка после кризиса 1998 года. Сначала из-за того, что было слишком дорого (или невозможно) занимать. А потом (после 2003 года) — из-за избытка валюты, связанного с ростом цен на нефть и частными займами российских компаний. Наоборот, была принята на вооружение политика досрочного возврата внешних долгов — чтобы избавиться от валюты. За 12 лет после кризиса Россия сократила свой внешний госдолг более чем на $100 млрд, с 30% до 2,5% ВВП. Сейчас он самый низкий среди развивающихся стран (чуть более $30 млрд). Просто до анекдота: долги «Газпрома» или «Роснефти», например, выше, чем у всего российского государства.

Политика досрочного возврата долгов была, конечно, крайне близорукой. Что и показал кризис. И хорошо, что сейчас благоприятная внешняя ситуация для займов, занимать в конце 2008 — начале 2009 годов было бы крайне неприятно. Но

стоит ли увлекаться внешними займами? Напомню, что по утвержденному Думой бюджету на 2010—2012 годы Россия должна занять более $50 млрд за 3 года и почти утроить свой внешний долг.

Есть другой несложный путь финансирования дефицита бюджета — внутренние займы, в рублях. Внутренний долг России также очень низок — менее 5% ВВП. Потенциал его роста весьма велик. А механизм работает очень просто: Минфин продает гособлигации банкам, те закладывают их в Банке России и получают нужный им кэш. Спрос на эти облигации был бы достаточно велик (чтобы не сказать безграничен). А финансирование выпуска фактически осуществлялось бы ЦБР — за счет кредитной эмиссии. Т. е. не приводило бы к отсасыванию с рынка ликвидности, а, наоборот, расширяло бы операции на открытом рынке ЦБР, а значит, и управляемость финансовым рынком, и возможность его «тонкой» настройки. Наконец, и платить Минфин проценты стал бы нашим банкам, а не иностранным, что было бы совсем не лишне для банков.

Однако размещение гособлигаций на внутреннем рынке остается крайне низким по объемам. И, похоже, до конца года вряд ли существенно расширится. Цены на нефть обещают быть заметно выше запланированных в бюджете. А значит, будет больше нефтегазовых доходов, меньше дефицит бюджета и меньше заимствованных Минфином средств на внутреннем и внешнем рынках.

Вероятно, лимит внешних и внутренних заимствований останется по итогам года невыбранным.

Есть еще один аспект темы, который не может не тревожить. На какие цели фактически берутся внешние займы? По идее, внешние займы должны использоваться так, чтобы создавать источник их возврата с процентами. Конечно, в практике государственных заимствований такая дисциплина — редкость. Обычно займы берутся на финансирование временных текущих нужд. В расчете на будущие доходы, из которых их теоретически предполагается вернуть. Вообще на деле займы весьма редко возвращают, их обычно рефинансируют (замещают новыми займами) и живут с определенным уровнем долговой нагрузки. Такие периоды — четырехкратного сокращения долга — крайняя редкость. Обычно у государств всегда есть более важные цели, чем возврат займов иностранцам (у России за последние 12 лет таких целей не оказалось).

Так на что же берет займы Россия? На социальные нужды. Известно, что бюджет 2010 года резко деформирован в пользу повышения пенсий при экономии по всем другим статьям. Фактически совпадение цифр тут до смешного буквально: лимит внешних заимствований на 2010 год в бюджете составляет 533 млрд рублей, а прирост трансфера Пенсионному фонду по сравнению с 2009 годом — 584 млрд рублей.

И вы, читатель, конечно, понимаете, что эти расходы теперь будут ежегодными, а доходов под них нет. И эти расходы новых доходов не создают. Поэтому и запланировано на 2011 год существенное повышение налогов — с нынешних 26% до 34% к фонду оплаты труда (спасибо, конечно, правительству, что не с этого, 2010 года). Но этого повышения все равно будет недостаточно, и на 2011—2012 годы запланированы внешние займы в схожих с 2010 годом размерах.

Конечно, делить сокращающийся пирог всегда очень сложно. А доходы федерального бюджета катастрофически сократились, особенно не связанные с нефтью и газом: с 14,7% ВВП в 2007 году (факт) до 8,7% в 2010 (закон).

Доходы сокращаются потому, что экономика не работает. А социальные расходы мы увеличиваем. Предложи такую акцию оппозиция — сколько было бы криков о финансовой безответственности. Но, когда с этим выступает правительство, это, конечно, мудрая и взвешенная политика...

Россия вышла наконец на внешний долговой рынок. И хорошо. Это сделать было надо, но вот бы на этом и остановиться. Рефинансировать свои бонды новыми выпусками. И больше не занимать за рубежом. Все остальные заимствования делать внутри страны.

И еще одна парадоксальная мысль: внутренние заимствования в нынешней еле-еле работающей экономике предпочтительнее, чем повышение налогов. Негативные последствия от роста государственного внутреннего долга России проявятся лет через 5, не раньше. Может быть, к тому времени экономика все-таки заработает? Экономить бюджетные расходы в нынешней ситуации я бы не торопился. Так или иначе, а они поддерживают кризисную экономику. Об этом можно и нужно задуматься, когда мы выйдем на траекторию устойчивого экономического роста. Это точно не в 2010 году. И, боюсь, не в 2011—2012-м.

Расходы надо финансировать.

Приоритеты в финансировании федерального бюджета я бы расставил по степени негативного воздействия этих мер на экономический рост, с меньшего — к большему. Вот так: сначала рост внутренних заимствований. Потом рост внешних займов. И только потом рост налогов.

Но правительство РФ расставило приоритеты прямо противоположным образом. И при этом рассчитывает на ускорение экономического роста. Похоже, что от всех этих финансовых просчетов нас спасут только цены на нефть выше $105 за баррель в 2010 году, $115 — в 2011-м и т. д.

Картина дня
Новости и материалы
СМИ рассказали о решении Путина, которое испугало Запад
Экс-главу китайской инвесткомпании казнили за взятку на $156 млн
Аргентинский футбольный клуб показал форму с Собором Василия Блаженного
В США раскрыли схему незаконных поставок ИИ-чипов Nvidia в Китай
Раскрыт смысл роста корпоративных выплат за рождение ребенка до 1 млн рублей
Volkswagen влетел в автобус с красноярцами, 11 человек пострадали
В Сахалинской области зафиксировали мощное землетрясение
Два российских аэропорта возобновили работу
Россиянам рассказали, чем опасна глубокая разрядка аккумулятора автомобиля
Власти Чебоксар назвали число пострадавших от атаки БПЛА
Глава МИД Финляндии призналась, что Европа не хочет мира «любой ценой»
В Гатчине неизвестный схватил ребенка за шею и потащил в подъезд
Президент Румынии оценил уровень защиты границ страны от беспилотников
Жителей Ставропольского края предупредили об угрозе атаки БПЛА
В Госдуме россиянам напомнили о праве пройти медосмотр и получить деньги
Мирное предложение США «ухудшилось» для Украины после встречи Путина и Уиткоффа
Зарплаты россиян резко выросли
В России может появиться отдельный штраф за отсутствие ОСАГО в случае ДТП
Все новости