«Газпром» заплатил за транзит газа через Белоруссию, а кроме того подтвердил, что белорусская сторона рассчиталась по задолженности за первый квартал по контрактной цене ($169,2 за 1 тысячу кубометров газа). И с 10.00 мск монополия возобновила поставки в республику в полном объеме (еще вчера они были урезаны на 60%).
Однако «Газпром» использовал при расчете собственную формулу цены, с которой Белоруссия не согласна. Он перечислил $228 млн, в то время как белорусы требовали $260.
Причем ранее монополия заявляла, что, хотя долг перед белорусской стороной наличествует, рассчитаться по нему «Газпром» не может, так как Белоруссия не подписывает акт о выполнении транзитных работ. А не подписывали его белорусы именно из-за того, что не могли сойтись с «Газпромом» в оценке стоимости транзита.
Белоруссия заявляла, что «Газпром» хочет платить по ставке $1,45 за 1 тысячу кубометров газа на 100 км, в то время как ставка оплаты на 2010 год составляет $1,88.
«Мы такой платеж принять не можем», — заявлял еще в среду вечером белорусский вице-премьер Владимир Семашко. Но «Газпром» произвел оплату именно из расчета $1,45.
Спикер «Газпрома» Сергей Куприянов пояснил, что Белоруссия хочет поднять ставку транзита, но не выполняет условий ее повышения. «В контракте предусмотрена базовая ставка за транзит в размере $1,45. При создании совместного предприятия на базе »Белтрансгаза» была предусмотрена возможность увеличения размера ставки до $1,74 в 2009 году и $1,88 в 2010 году, — рассказал Куприянов. — Однако этот вопрос был увязан с увеличением оптовой надбавки на газ, реализуемый «Белтрансгазом» на местном рынке: $10,47 на тысячу кубометров в 2009 году и $11,08 в 2010 году». Но эта надбавка, по словам представителя «Газпрома», введена так и не была. Потому «Газпром» с самого начала готов был заплатить по старой ставке, но «но белорусские коллеги отказывались принимать этот платеж», напомнил Куприянов.
Белоруссию объем перечисленных денег не устроил. «Мы даем время до 14.00 по Москве, — заявил Семашко. — Если в течение этого времени «Газпром» не доплатит, мы вводим ограничение транзита пропорционально оставшейся задолженности».
При этом тот факт, что «Газпром» заплатил за транзит, хотя ранее настаивал на необходимости сначала подписать документ о выполнении транзитных работ, Минск расценил как признание российской стороной необоснованности своих действий по ограничению поставок газа и несоблюдения условий контракта.
Срок ультиматума истек, но «Газпром» никаких доплат белорусской стороне не делал. «Мы направили в Белоруссию пакет документов, которые необходимо подписать для того, чтобы легализовать их претензии на более высокие ставки по транзиту, — сообщил Куприянов. — Если подпишут дополнение, то «Газпром» готов платить по более высокой ставке».
В целом конфликт монополия считает исчерпанным, о чем уже успела уведомить Еврокомиссию.
А Александр Лукашенко заявил в интервью телеканалу «Евроньюс», что вообще «абсолютно не было причины для конфликта» и «спор абсолютно беспочвенный с позиции России». Никаких ограничений экспорта российского газа в Европу не было, однако Белоруссия вновь апеллируя к транзитной ставке в $1,88, вечером в четверг опять заявила, что «Газпром» недоплатил за газ. Об этом заявил глава «Белтрагнсгаза» Владимир Майоров.Правда, перекрытием транзита белорусская сторона почему-то уже не угрожает.«Это фактически означает признание Лукашенко , что предлагаемая Белоруссией ставка транзита никакого отношения к контракту с «Газпромом» не имеет, — объясняет глава агентства «Политических и экономических коммуникаций» Дмитрий Орлов. – Но чтобы не потерять лицо Минск продолжает настаивать на своей версии, однако транзит не ограничивает». По словам Орлова, если бы Лукашенко был в своем праве, он действовал бы гораздо более жестко.
Политики России и Белоруссии уже призвали стороны к примирению. МИД Белоруссии заявил о надежде на то, что российские и белорусские хозяйствующие субъекты вскоре разрешат свои газовые проблемы и что принятые решения будут «адекватными и соответствовать высокому уровню политических и дружеских контактов между нашими странами и народами». «Необходимо провести переговоры с белорусскими партнерами, и за столом переговоров в нормальной товарищеской обстановке, в деловой обстановке прояснить все вопросы, которые до сих пор являются спорными, если вообще там есть какой-то спор», — высказался и Владимир Путин.
Скорее всего, проблема теперь будет решена без широкой огласки, полагает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, причем решение проблемы доплаты за транзит будет увязываться с вопросами по Таможенному союзу, документы по которому Белоруссия должна подписать в ближайшие дни.