Адвокатам бывшего главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского и экс-руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева придется оспаривать не только приговор, вынесенный Мещанским судом 31 мая, который они считают незаконным. «Властям мало посадить Ходорковского, мало сообщить о новых обвинениях, им надо еще и очернить нашего подзащитного», — считает адвокат бывшего главы НК ЮКОС Юрий Шмидт. По словам защитника, в течение всего времени судебного следствия государственные средства массовой информации вели массированную кампанию по очернению подсудимых, участие в которой принимали самые разные люди, включая сотрудников прокуратуры и высокопоставленных представителей всех ветвей власти. Потому адвокатам придется заняться защитой чести и достоинства Ходорковского и Лебедева.
«Как юристы любой полемике в прессе мы бы предпочли рассмотрение иска о защите чести и достоинства Михаила Борисовича в беспристрастном и независимом суде. Только где его найти, независимый и праведный суд? Поэтому, как это ни противно, со временем нам придется заняться подробным разбором этих телепродуктов со скверным запахом и представить общественности убедительные доказательства заведомой ложности утверждений, которыми эти продукты насыщены», — говорится в официальном заявлении Шмидта.
Речь идет о передачах, которые вышли на различных телеканалах сразу же после оглашения приговора Ходорковскому и Лебедеву.
Адвокаты назвали, в частности, программы «К барьеру!» и «Чистосердечное признание». В этих передачах подсудимые предстали не в лицеприятном свете и, по мнению защиты, были оклеветаны.
Правда, подробно заниматься исками к СМИ адвокаты намерены не сейчас, поскольку времени на это пока просто нет. «Я ответственно заявляю, что защита не ослабит усилий в борьбе против вынесенного неправосудного приговора и за доброе имя и репутацию своего клиента», — пообещал Юрий Шмидт. Пока же адвокат ограничился только написанием открытого письма главе радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову о недопустимости высказываний ведущего программы «Защита Барщевского». Михаил Барщевский в одной из своих программ заявил, что «Ходорковский, будучи зарегистрированным, имея патент ПБОЮЛа, давал консультации, и сумма, доход по этим консультациям составил в таком-то году 152 миллиона долларов». «Ну, во-первых, это за два года, во-вторых, не долларов, а рублей. Есть разница? А это слышат десятки или сотни тысяч радиослушателей!» — возмутился Шмидт. Также Барщевский сообщил, что Ходорковский «назвать конкретных консультировавшихся не может, потому что, естественно, за их большим количеством и давностью лет он забыл». «Ходорковский сослался на пункт в договоре о конфиденциальности лиц, которым он оказывал услуги», — парировал адвокат.
На данный момент адвокаты помогают готовить кассационные жалобы своим подзащитным — срок, когда Ходорковский и Лебедев смогут опротестовать приговор, истечет 17 июня.
Рассмотрение жалоб, поданных адвокатами обоих подсудимых еще на прошлой неделе, по предположениям защиты начнется не раньше осени. «По нашим примерным подсчетам, кассационные жалобы могут быть рассмотрены где-то в октябре», — рассказал координатор защиты Генрих Падва, правда, отметил, что все же делать какие-либо прогнозы он не рискует.
Он также напомнил о порядке дальнейших действий. Где-то 10–15 июля адвокатам обещали выдать копию протокола заседаний, которая составит примерно 30 томов, после чего защита и подсудимые будут знакомиться с этим документом. По закону суд должен отвести на ознакомление не менее пяти суток, но так как это дело огромное, то на работу с протоколом может уйти порядка полутора месяцев. После изучения протокола защитники и подсудимые имеют право подать замечания на протокол, которые Мещанский суд будет обязан рассмотреть и вынести по ним решение. Далее дело будет переправлено в Московский городской суд, который должен назначить рассмотрение кассации не позднее чем через месяц после получения материалов дела, которое содержит около 400 томов.
На положительное решение Мосгорсуда адвокаты не надеются. «Я ни на какую кассацию не надеюсь. Деятельность судебной коллегии по уголовным делам Мосгорсуда не оставляет у меня никаких иллюзий», — высказал свое мнение адвокат Лебедева Константин Ривкин.
Исходя из характера всего процесса, адвокаты не исключают, что сроки ознакомления с протоколом и другие процедуры могут быть урезаны по времени. «Это внесудебная расправа, вынесенная именем суда», — объяснил свой пессимизм Генрих Падва.
Что касается новых обвинений, то к адвокатам и подсудимым Генеральная прокуратура пока по-прежнему не обращалась. «Если новое обвинение будет предъявлено, это крайне осложнит и замедлит рассмотрение кассационных жалоб в Мосгорсуде, поскольку адвокаты будут вынуждены заниматься сразу двумя делами», — заметил Падва.