Другими словами, в течение недели Центробанк более чем в полтора раза отыграл падение ЗВР, которое произошло в период с 7 по 21 января, когда золотовалютные резервы уменьшились на $5,9 млрд.
Рост золотовалютных резервов на $ 9,6 млрд действительно выпадает из нормального течения событий на валютном рынке, ведь никакого массового сброса валюты через биржевые торги в таких объемах на период с 21 по 28 января не было.
«Можно предположить, что Банк России производил разовые операции по скупке валюты, стоящие в одном ряду с «индокитайскими» кредитами, о которых в последнее время много говорят и о которых доподлинно не известно, были они или нет», — говорит аналитик банка «Зенит» Данила Левченко. Речь идет о недавних заявлениях Внешэкономбанка и ряда других государственных структур о том, что они не выделяли средств на покупку «Юганскнефтегаза».
«Недавно в своем отчете о состоянии финансовых рынков в декабре 2004 года Центробанк уже поведал о «спросе на рублевые ресурсы для финансирования крупных корпоративных сделок», проходивших в конце прошлого года. Этот спрос привел к масштабному сокращению вложений отдельных неупомянутых банков в инструменты Центробанка — депозиты, облигации Банка России, обратные РЕПО — и к скупке Банком России госбумаг, которые обычно эти банки хранят в своих портфелях», — отмечает Левченко. В этом отчете Центробанка речь шла о сумме, сопоставимой с нынешним резким приростом золотовалютных резервов, — около 200 млрд руб., отмечает аналитик. «Для того чтобы окончательно разобраться со скачкообразным ростом ЗВР на прошлой неделе, лучше подождать очередного отчета или утечки инсайдерской информации», — говорит Левченко.
Скорее всего, полагают на рынке, Центробанк действительно покупал валюту у отдельных банков напрямую, не выходя на биржу. Такие сделки часто используются в практике общения ЦБ и крупных банков и не запрещаются законом. Кроме того, они позволяют избежать резких колебаний курса на торгах валютой — ведь если кто-то выставляет большой лот валюты на продажу на бирже, то объем лота видят все участники торгов и это сбивает котировки доллара. Прямые же сделки типа «Банк России — коммерческий банк» проходят по договорному курсу, не вызывая ажиотажа на рынке. Судя по ходу торгов на ММВБ за неделю с 21 по 28 января, купить на бирже $10 млрд Центробанк незаметно не мог. «Косвенным подтверждением этого стало резкое сокращение предложения долларов со стороны участников спецсессий ММВБ как раз с двадцатых чисел января текущего года», — считают аналитики агентства «РосБизнесКонсалтинг».