Израильская культура, до января 2005 года стойко ассоциирующаяся в России с чесноком и, например, Ветхим Заветом, в ближайшее время начнет ассоциироваться с грейпфрутами и современным израильским искусством. Грейпфрутами – потому что появился проект «Эшколь» (на иврите это слово означает «гроздь», а «эшколит» переводится как «грейпфрут»). На пресс-конференции, посвященной открытию «Эшколь», кураторы проекта объясняли, что проект исключительно светский, призванный разнообразить московскую жизнь и всячески порадовать посетителей «интеллектуальных клубов» вроде «Билингвы», «Б2» и «ОГИ». Чтобы разнообразить и порадовать, для собравшихся играл мрачный Карл Хламкин со своим веселым оркестром, а вместе с пресс-релизом каждый журналист получал грейпфрут и соковыжималку.
Сока из проекта обещают много: 3–5 мероприятий в месяц, от детских утренников и кинофестивалей израильского кино до фотовыставок и концертов.
Что касается концертов, то первое музыкальное мероприятие состоится в клубе «Билингва» 30 января: сыграет группа «Билуим», рокабилли-панк, больной на всю голову.
Нечто вроде израильского Zdob Si Zdub с прекрасными названиями песен вроде «Как поживает старик Чан Кайши» или «Забери меня с собой, мусоровоз». В планах проекта – привезти в Москву самих Oi Va Voi и Infected Mushroom.
В московских клубах обещают специальные стеллажи, где можно будет купить альбомы израильских групп, фильмы израильских режиссеров и книги современных израильских авторов. Современные авторы тоже доберутся до Москвы: ближе к лету обещают встречи с Этгаром Керетом и Узи Вайлем, писателями самоубийственно оптимистичными. Зимой пройдет фотовыставка «Израиль глазами российских фотографов», потом обещают киномарафон «Израильские фильмы – призеры международных фестивалей» и круглый стол про евреев и литературу. В той же «Билингве» уже предлагается настоящее израильское меню: не гефилте фиш и прочие местечковые радости, а скорее ливанская разновидность израильской кухни, примерно как в ресторане «Шафран». Культура, культура, кругом одна культура.
Журналисты, обнимая пакеты с соковыжималками, решились задать лишь один вопрос по существу: является ли оранжевый цвет логотипа «Эшколь» приветом украинской революции. Кураторы, скромно потупившись, начали объяснять, что зима, поэтому хочется чего-нибудь яркого.
Теперь мы знаем, почему на Украине все было так бурно.
А потом всех поили сладким израильским вином и кормили израильской едой. Присутствующие немедленно утеряли все навыки потребления пищи и покорно ждали, когда специалисты покажут, как резать питу и наполнять ее салатами и фалафелем. Особо любопытные зачитывали вслух пояснения, написанные на бумажках: «Салат Арави... из мелко нарезанных свежих овощей… лимонным соком… как самостоятельное блюдо или кладется в питу вместе с другими закусками» — и клали, клали его в питу вместе с другими закусками. А какая-то милая барышня, поедая шакшуку (название переводится как «размешано в процессе приготовления»), ностальгически вздохнула: «Совсем как у нас» — и дальше пробормотала то ли «в Израиле», то ли «в Австралии», то ли «в Эфиопии». Судя по планам «Эшколь», в этом и есть смысл израильской культуры: она довольно ощутимо размешана в процессе приготовления.