— Для чего Вы приехали в Россию?
— Цель моего визита — встретиться с руководством Русской православной церкви Московского патриархата и ознакомиться с положением вещей в церковной жизни России. Помимо официальных встреч, предполагается совершить паломническую поездку к месту убиения царской семьи в Екатеринбурге, а также и к другим отечественным святыням. Если Бог даст, меня будут сопровождать священнослужители нашей Русской зарубежной церкви, которые окормляют русских православных людей, рассеянных по всему миру.
b>— Как Вы можете охарактеризовать начавшийся интеграционный этап между РПЦЗ и РПЦ? Какова конечная цель этого процесса?
— Настоящий визит, как я надеюсь, послужит и станет началом предсоборного процесса, который приведет к разрешению всех вопросов и проблем, разделяющих русскую церковь со времени трагедии 1917 года, и восстановлению молитвенно-евхаристического общения через взаимное покаяние во всех ошибках, допущенных на соборном уровне в тяжелые для церкви годы.
— Известно, что не все представители духовенства (как с той, так и с другой стороны) являются сторонниками сближения церквей. Вы ощущаете сопротивление этому процессу?
— Конечно, не все представители духовенства и мирян являются сторонниками сближения, потому что не все учитывают ни реальности создавшегося положения, ни того, что в России безбожной власти уже нет и не проводится целеустремленно государственная политика по ликвидации церкви. Гораздо легче думать в прошлых трафаретах, чем осознавать всю важность происходящих перемен. В любом деле найдутся оппозиционеры, но мы не препятствуем пастве выражать свое мнение.
— Трудным ли, по-вашему, будет диалог с предстоятелями Московского патриархата? Как вы можете охарактеризовать патриарха Алексия II, с которым Вам предстоит познакомиться?
— Я никогда лично не встречался с предстоятелем Русской православной церкви Московского патриархата (интервью митрополит дал накануне своего визита в Россию — «Газета.Ru»), но, судя по всему, обе части русской церкви готовы к честному и созидательному диалогу в духе покаяния. Тем не менее работа обеих церковных комиссий, по моему мнению, будет нелегкой, и процесс уврачевания всех ран, нанесенных телу русской церкви, может оказаться достаточно долгим.
— Есть ли принципиальные позиции, которыми Вы не поступитесь в ходе переговоров? В чем они заключаются? По каким позициям, на Ваш взгляд, может проявить подобную принципиальность РПЦ?
— Переговоры далеко не всегда предполагают компромисс. Если они ведутся в духе церковном, покаянном, то, по словам святого пророка и царя Давида, «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются».
— В какой административной форме может быть осуществлено объединение РПЦ и РПЦЗ, и как скоро это может произойти?
— Речь идет не об административном объединении, а о преодолении средостений (преград — «Газета.Ru») и восстановлении евхаристического общения. Сначала должно быть взаимное признание друг друга. Затем путем соборного покаяния должны быть урегулированы все разделяющие нас вопросы.