Исторический допрос высших руководителей США начался в 9.30 утра по местному времени (17.30 мск четверга) и продолжался три с половиной часа. По сообщениям АР, 10 конгрессменов (5 демократов и 5 республиканцев) прибыли в Овальный кабинет Белого дома незадолго до начала интервью. Перед входом в Белый дом всех членов комиссии обыскали. Им разрешили пронести в Овальный кабинет лишь портфели и папки с документами. Любые аудио- и видеозаписывающие устройства были изъяты. По заранее оговоренному регламенту запись беседы не производилась. Более того, даже сделанные законодателями записи впоследствии были изъяты представителями спецслужб. В администрации пообещали, что блокноты вернут после проверки на наличие секретной информации.
Глава США предстал перед комиссией в сопровождении вице-президента Чейни и юрисконсульта Белого дома Альберта Гонсалеса. Беседа проходила в неформальной обстановке. Буш и Чейни расположились в креслах у камина, конгрессмены – неподалеку на диванах. Без утечек, конечно же, не обошлось. Примерное содержание состоявшейся беседы стало известно агентству АР. По сведениям журналистов, Буш и Чейни рассказали комиссии, почему Белый дом бездействовал после терактов 2000 года, когда «Аль-Каида» (организация запрещена в России) взорвала американский эсминец USS Cole, а также о том, какие меры были приняты после терактов 11 сентября. Отдельно и подробно говорили о докладных записках ЦРУ от августа и сентября 2001 года. В них президента предупреждали о возможных атаках «Аль-Каиды» на США.
Есть сведения, что Буш обсудил с конгрессменами промахи в работе спецслужб и других американских ведомств. Он, например, критиковал деятельность Минюста США, затруднившего обмен информацией между ФБР, ЦРУ и Белым домом. Наконец, комиссия пыталась выяснить мнение руководства США относительно книги бывшего советника президента по борьбе с терроризмом Ричарда Кларка «Против всех врагов». В ней Кларк обвинял республиканское правительство в игнорировании угроз, исходящих от «Аль-Каиды». Нет сомнений, что президент отмел эти обвинения. Вскоре после окончания встречи с конгрессменами Буш сделал следующее заявление СМИ: «Сообщений о возможности терактов было немало, но моя администрация сделала все, что в ее силах, чтобы защитить Америку от атак террористов». Буш не скрывает, что остался доволен встречей.
«Я впечатлен теми вопросами, которые услышал. Я надеюсь, комиссии стало понятно, как я управляю Белым домом и как предотвращаю угрозы.
Я ответил на все вопросы, которые мне задавали. Моему консультанту ни разу не пришлось меня останавливать», — заявил Буш вскоре после окончания беседы с конгрессменами. По его словам, разговор получился потому, что у администрации одна и та же цель – защитить Америку. Потом Буш добавил, что услышал рекомендации членов комиссии касательно улучшения работы спецслужб. По его словам, он вполне поддерживает некоторые предложения конгрессменов.
О беседе с президентом высказались также некоторые члены комиссии. По словам конгрессмена-республиканца Джима Томпсона, неприятных моментов в общении с президентом не было. Глава США сумел придать встрече неформальный характер, часто шутил и даже смеялся. С этим заявлением, впрочем, не вполне состыкуется реакция двоих конгрессменов-демократов. Как стало известно сайту Drudgereport, двое членов комиссии — конгрессмены Ли Гамильтон и Боб Керри — покинули заседание за час до его окончания. Внешние приличия были вроде бы соблюдены. Оба законодателя объяснили, что спешат на заранее намеченные встречи. Но в такие объяснения как-то не верится. Ведь дата общения с президентом была оговорена заранее. Вероятнее всего, законодателям не понравилось, что им дали слишком мало времени для общения с президентом. Ранее они жаловались, что не успеют задать Бушу и Чейни все подготовленные ими вопросы.
Напомним, что Буш и Чейни предстали перед комиссией по 11 сентября, что называется, по доброй воле. Американские законодатели не обладают правом допроса высшего руководства страны. Ранее ту же добрую волю проявила советник Буша по нацбезопасности Кондолиза Райс. Она решила дать показания комиссии лишь после одобрения такого шага президентом Бушем. В своем выступлении Райс утверждала, что администрация не игнорировала угрозу, но и не обладала всей полнотой информации для предотвращения терактов. При этом она назвала недостаточными действия всех американских администраций по борьбе с угрозой терроризма. До Райс перед комиссией (уже в обязательном порядке) предстали практически все силовики действующей и прошлой (демократической) администраций. Ожидается, что доклад комиссии конгреса будет готов к концу июля.