Первую пресс-конференцию, посвященную проблеме расширения НАТО на Восток, решили провести во вторник, уже после окончании неудачного визита в Москву генерального секретаря альянса Яапа де Хоопа Схеффера. Однако замглавы Генштаба Юрий Балуевский не оправдал надежды журналистов, ждавших от него разгромных заявлений с угрозами в адрес НАТО. Начал генерал-майор с того, что предложил журналистам озаглавить встречу с ним так: «Расширение НАТО. Что дальше: конфронтация или сотрудничество».
Балуевский сразу же объявил: «Если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей военной доктриной, то это потребует (от России. – «Газета.Ru») пересмотра принципов военного планирования включая стратегические ядерные силы». Правда, каким образом и в какую сторону будет трансформироваться российская военная доктрина, и без того недавно модернизированная, Балуевский не уточнил. Пока же, по словам генерал-майора Балуевского, Министерство обороны занимается тем, что внимательно отслеживает все действия своих оппонентов. «Мы внимательно следим за процессами, происходящими в НАТО. Куда будет трансформироваться альянс — в сторону политической структуры или в сторону военного союза». «Для России и для нас, военных, наибольший интерес в процессе очередного расширения НАТО представляет прием в альянс прибалтийских государств — ближайших соседей России», — отметил генерал.
От ближайших соседей Балуевский, как показалось, ждет какой-то гадости. Иначе, зачем бы ему тут же добавлять, что «российские вооруженные силы располагают всем необходимым, чтобы адекватно отреагировать, если будут предприняты соответствующие действия со стороны группы новых членов НАТО».
Пока же меры, предпринимаемые в отношении НАТО Минобороны, будут незаметны для невооруженного глаза. «Я полагаю, что мы будем исповедовать цивилизованные подходы, выстраивая отношения друг с другом. На мой взгляд, принимаемые нами меры должны носить комплексный, я бы сказал, утонченный характер», — подчеркнул Балуевский. Тонкость дипломатии он продемонстрировал на месте: сначала заявил, что никаких чрезвычайных мер по военной линии в связи с расширением НАТО осуществлять не планируется, а потом ввернул, что меры носят «комплексный характер, не исключающий в том числе военных мер». Генерал всех запутал.
Далее генерал говорил сам с собой, но вслух. Говорил о «жестких ответных мерах в отношении НАТО». «Я часто себя спрашиваю, — говорил генерал, — надо ли это делать (жестко отвечать НАТО. – Газета.Ru)»?
И сразу же ни с того ни с сего генерал себе ответил, да еще как: размещать, в частности, на территории Белоруссии российские ядерные ракеты «с военной точки зрения нет никакого смысла».
«В 1999 году в Швеции первый президент России Борис Ельцин заявил, что Москва в одностороннем порядке сокращает свое военное присутствие на северо-западном направлении — в Калининградской области и на территории Ленинградского ВО. Можем ли мы сегодня взять свои слова назад или нет?» — опять задался вопросом себе Балуевский. И не ответил. Теперь генерал всех испугал.
После явно постановочной беседы с самим собой генерал Балуевский решил собравшихся успокоить. Тем немногим приятным в общении с НАТО поделился с журналистами представитель главного оперативного управления Генштаба генерал-майор Юрий Портянников. По его словам, наше сотрудничество с альянсом будет выражаться в проведении «совместных мероприятий». На этот год мероприятий запланировано целых 35, по сравнению с 20 в прошлом. И совместная миротворческая бригада Россия--НАТО создается, сообщил генерал, а потом опять за старое: «Зачем создается?». «Лично я считаю, что это финансово нецелесообразно», — закончил разговор с самим собой генерал Балуевский.