К сожалению, мы угадали. Жюри Берлинского кинофестиваля вынесло своё решение, и оно оказалось в точности таким, как предсказывала «Газета.Ru». Два фильма, которые имели наибольшие шансы получить главные призы, их и получили. «Золотой медведь», как и приз международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ, достались немецкому фильму «Прямо в лоб», Гран-при жюри – аргентинскому «Прерванному объятию».
«Прямо в лоб» — драма из жизни турецких иммигрантов в Германии. Бывший панк Кахит живёт тем, что собирает мусор в рок-клубе. Личная его жизнь тоже не удалась. Кахит постоянно пьёт, чем больше он пьёт, тем больше мрачнеет, чем больше мрачнеет, тем сильнее буянит. Однажды в состоянии алкогольного опьянения он таранит на автомобиле стену, и его помещают в клинику для самоубийц. Там Кахит знакомится с Сибель – девушкой, порезавшей себе вены, потому что родители не разрешают ей гулять с мальчиками. Сибель предлагает Кахиту фиктивный брак – выйдя замуж, она сможет уйти из родительского дома и жить как хочет. Кахит, которому уже всё по барабану, соглашается. Они женятся, живут в одной квартире, не спят с друг другом, Кахит продолжает пить, Сибель бегает по мужикам. Но постепенно между ними зарождается глубокое чувство. Кончается всё, разумеется, трагично. Добротное, хорошо сбитое кино, но ничем не выделяющееся из бесконечного ряда таких же остросоциальных картин — через пару лет о «Прямо в лоб» никто и не вспомнит.
Некоторые журналисты даже предполагают, что имел место саботаж, и конкурс специально сделали таким слабым, чтобы его мог выиграть немецкий фильм.
Это, конечно, преувеличение — даже в нынешнем слабеньком берлинском конкурсе найдётся три-четыре фильма значительно лучше немецкого.
«Прерванное объятие» тоже особо не выделяется на общем фоне. История еврейского юноши Ариэля, работающего в буэнос-айресском торговом центре и мечтающего эмигрировать в Европу, а также его многочисленных родственников и коллег по бизнесу вполне архетипична. Парень продаёт колготки, крутит роман с второй свежести шлюшкой из лавки напротив, ругается с матерью, пытается выяснить правду о бросившем их в детстве отце и носит документы в польское посольство. Так и кажется, что ты всё это уже читал в каком-то сборнике малой латиноамериканской прозы. Очень милый и ни к чему никого не обязывающий фильм наконец-то принёс Аргентине приз на крупном международном фестивале.
Учитывая недавний международный успех бразильского «Города Бога», можно смело предсказать, что в начинающемся году модно станет ходить на южноамериканские фильмы.
«Прерванное объятие» получило и приз лучшему актёру – его получил Даниэль Хендлер, сыгравший Ариэля. Приз за лучшую женскую роль разделили на двоих. Один «Серебряный медведь» ушёл, как мы и предсказывали, к Шарлиз Терон за исполнение роли первой в истории женщины – серийного убийцы. Как ни хотелось, чтобы награда досталась Ингеборге Дапкунайте, надо признать, что Терон свой приз честно заработала. Такое удивительное перевоплощение прекрасной блондинки в мерзотную страхолюдину редко увидишь. Вторая статуэтка досталась Каталине Сандине Морено, сыгравшей в фильме «Мария Милосердная» венесуэльскую девушку, которую тяжёлая судьба заставила перевозить героин. Каталина, никогда раньше не снимавшаяся в кино, действительно сыграла весьма неплохо.
Ещё одну вполне заслуженную премию получил Ким Ки-Дук за режиссуру. Во-первых, его «Самаритянка» действительно была если и не самой лучшей, то точно самой оригинальной картиной в конкурсе. Во-вторых, Ким Ки-Дук уже пару лет как является живым классиком, и то, что у него до сих пор не было ни одного приза крупного европейского кинофестиваля, выглядело крайне неприлично.
Прекрасной американской мелодраме «Перед закатом» не дали вообще ничего, хотя это единственное фестивальное кино, которому наверняка гарантирована и счастливая прокатная судьба, и благосклонность критиков. А вот другая замечательная мелодрама, «25 градусов зимой», таки получила приз. Приз читателей газеты Berliner Morgenpost. С одной стороны – не Бог весть какая награда. С другой — этот приз присуждают зрители, а мнение зрителей, это, как ни крути, единственная действительно важная оценка фильма.