На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Дома «скорой помощи» и бронетанковых войск

Рисунки Джакомо Кваренги в Музее имени Пушкина – вряд ли вы попадете в Склиф с вывихнутой челюстью.

Когда рисуют архитекторы, окружающим бывает скучно. Челюсть можно вывихнуть от зевоты, когда кто-нибудь выставляет то, что нарисовали архитекторы. Специфика работы такая – строгая геометрия, ровные серые тушевые отмывки. Все утилитарно: человечки нужны для масштаба; природа – это не пейзаж, а окружающий постройку ландшафт... То же самое происходит на новой выставке в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина – отмывки, ландшафты, геометрия. Но не скучно.

Рисунки Джакомо Кваренги (1744-1817) приехали из двух итальянских музеев. Выставка, конечно, приурочена к 300-летию Петербурга, где этот итальянец с российской пропиской построил более 40 зданий. Москве от него досталось только три – Странноприимный дом Шереметева (ныне институт имени Склифосовского), Гостиный двор и Екатерининский дворец в Лефортове. Италии и того меньше – одна-единственная церковь в Субиано.

Обосновавшийся в Петербурге зодчий на родину съездил только один раз, в остальное время посылал близким рисуночки с видами северных краев и своих построек. Постройки эти (среди которых Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж, Смольный институт) примелькались и прочно вросли в облик двух российских столиц. После посещения выставки хочется взглянуть на них еще раз. Большое, как известно, видится издалека. В данном случае перевернутым биноклем стала выставка: рисунки архитектора заставляют вглядеться в построенные им дома.

Пациенты Склифа вряд ли способны оценить достоинства здания, в котором их реанимируют, сшивают и трепанируют. Курсанты академии бронетанковых войск, располагавшейся до недавнего времени в Екатерининском дворце, в определенном смысле были в похожем положении. Но вот приехала выставка из Италии и показала нам архитектуру, которая всегда была рядом.

В Россию итальянец прибыл в возрасте 36 лет. Следующие 37, оставшиеся до смерти, он строил и строил не переставая.

«Кваренги ни на секунду не останавливается, он все время носится, как конь», — писала Екатерина II.

В этом слегка неделикатном сравнении русской императрицы есть своя правда: Кваренги, как племенной жеребец, привил российской архитектуре палладианство лучших европейских кровей, а его творческая плодовитость достойна зависти. Что ни год, то проект дворца или пяток храмов в разных частях Петербурга.

Название нынешней выставки – «Гармония вкуса» – довольно близко подходит к определению кваренгиевского таланта. Во всех архитектурных чертежах, рисунках элементов декоративной отделки, пейзажах, каприччо и ведутах есть то, что спасает зрителя от упомянутого вывиха челюсти (который тоже, кстати, может привести к более близкому знакомству с архитектурой Кваренги – в Склиф – неисповедимы пути просвещения). Эти спасительные свойства – ясность и гармония, уверенное мастерство и почти аскетичное, особенно в сравнении с земляком Растрелли, отношение к декору. Архитектурный темперамент Кваренги чистый и уравновешенный, под стать лучшим образцам Возрождения и античности. А кажется, что таких людей после Рафаэля, Микеланджело и Палладио больше не делали.

Впрочем, речь ведь не только об архитектуре – отец Кваренги был живописцем, Джакомо и сам начинал с обучения живописи, хотя потом основное занятие наложило свой отпечаток на предмет рисования. Однако ожидаемая сухость, своего рода стерильность архитектурных изводов смягчается сдержанным использованием цвета и включением человеческих фигур, которые добавляют жанровый привкус интерьерам и пейзажам. Получаются занимательные и при этом очень профессиональные рисунки.

Как бы ни было хорошо то, что построено «по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия», но у рисуночной части его творчества есть преимущество – они не каменные, их можно поместить в один музейный зал до 130 штук, посмотреть все и уйти с ощущением выверенной легкости и умеренного изящества. Слова-то такие с трудом вспоминаются.

Выставка продлится до 10 августа по адресу ул. Волхонка, 12, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Новости и материалы
Жителям Ленобласти дали совет в преддверии праздников на фоне проблем с интернетом
Петру Яну подарили иномарку в честь победы над Двалишвили
Турция начала строительство космодрома на побережье Сомали
Путин пригласил президента Ирака в Россию
Юрист объяснил, могут ли вас уволить за отказ идти на корпоратив
Педофилы изнасиловали школьниц в петербургской сауне и продали подросткам мефедрон
Стало известно, что перевозило атакованное в порту Одессы грузовое судно
Скончался заслуженный артист Казахстана Олег Прядко
Суд изъял дебиторскую задолженность Google France на сумму более полумиллиарда евро
Заседание группы «Рамштайн» по Украине состоится 16 декабря
Олимпийская чемпионка стала свидетельницей стрельбы в торговом центре
Суд изъял имущество экс-главы района на Кубани
Болгария выделила €600 тыс. на спасение танкера Kairos
Возлюбленная Тимати показала редкое фото с дочерью в домашнем интерьере
Визит Путина в Туркменистан завершился
«Классический флаговтык»: в России объяснили появление Зеленского на окраине Купянска
В якутском бассейне дети массово отравились парами хлора
Тренер «ПСЖ» оценил игру Сафонова в последних матчах
Все новости