Билл Клинтон готовится составить конкуренцию действующему президенту на приближающихся выборах. Об этом он, хотя и косвенно, сообщил на встрече с коллегами по Демократической партии, которая прошла в среду в библиотеке имени Кеннеди в Бостоне.
Свое часовое выступление Клинтон начал издалека – сделал экскурс в историю США и раскритиковал повышенное внимание прессы к личной жизни американских президентов. Экс-президент явно намекал на недавно опубликованную книгу о президенте Кеннеди. В этом скандальном издании говорилось о связи 35-го президента США со своей стажеркой Мэрион Файнсток, теперь распорядителе пресвитерианской церкви в Нью-Йорке. Посыл Клинтона был более чем понятен. Он не только защищал право президентов на частную жизнь, но и сбрасывал тянущийся за ним шлейф ловеласа, такой же, как, впрочем, и у Джона Кеннеди.
Говоря об эффективности государственных институтов, Клинтон перешел к главному. 22-я поправка к основному закону страны, по его словам, устарела и должна быть отменена конгрессом. Эта
поправка регламентирует время пребывания у власти первого лица страны. Она была принята после того, как Франклин Рузвельт возглавил США в четвертый раз подряд, и ограничивает срок пребывания президента у власти двумя сроками. По словам Клинтона, отмена 22-й поправки не поставит под угрозу американскую демократию. «Люди стали жить дольше. Могут настать времена, когда мы будем избирать президента в возрасте 45-50 лет, а через 20 лет после этого люди захотят вернуть этого человека во власть, но у них не будет такой возможности», — заявил Клинтон. По его мнению, 22-я поправка должна быть доработана конгрессменами так, чтобы она запрещала лишь избрание президента более чем на два срока подряд.
Примечательно, что, призывая к отмене 22-й правки, Клинтон постарался откреститься от планов снова возглавить США. Однако сделал это он как-то вяло и неубедительно.
«Предполагаемое изменение в основном законе США, вероятно, не будет иметь ко мне никакого отношения», — заявил экс-президент.
Обозреватели сразу обратили внимание на это клинтоновское «вероятно». Как, впрочем, и на то, что он в пух и прах раскритиковал политику нынешней администрации США. Клинтон высказался резко и о внешней, и о внутренней политике Буша-младшего. По его мнению, его преемник совершенно напрасно и неоправданно портит отношения с Францией и Германией. Он напомнил, что эти страны оказывали и оказывают поддержку США в борьбе с терроризмом. По его словам, не надо забывать, что французские солдаты тренируют вместе с американскими афганских военных, французы и немцы воевали и до сих пор находятся в Афганистане.
Клинтон снова уколол Буша, когда говорил о доказательствах преступности режима Хусейна. По его словам, участие Ирака в подготовке терактов 11 сентября — лишь гипотеза.
В заключение 42-й президент раскритиковал налоговую политику своего преемника. Снижение налогового бремени правительством Кеннеди, по словам Клинтона, имело смысл, тогда как аналогичные меры при Буше смысла не имеют.
По сведениям бостонских СМИ, экс-президент воспользовался приглашением бостонской библиотеки, чтобы встретиться с друзьями и выразить уважение Джону Кеннеди, 35-му президенту США, поклонником которого он был в детстве. Выступление Клинтона мыслилось как начало масштабной кампании по сбору средств для Бостона. Не исключено, что это выступление стало также началом и личной избирательной кампании Билла Клинтона.