Вещание чеченских боевиков осталось бы не замеченным, если бы не корреспондент Reuters в Чечне. Со ссылкой на английское агентство о диверсии в эфире сегодня рассказала газета «Коммерсантъ». Судя по этим сообщениям, программу можно было видеть только в горах Веденского и Ножай-Юртовского районов. В веденской комендатуре подтвердили факт захвата эфира. На вопрос корреспондента «Газеты.Ru», как долго длилось вещание, ответили коротко: «Долго. Целые сутки. На Первом канале».
Если сравнивать эту информацию с предыдущей, то в течение суток боевики крутили двадцатиминутное обращение своего лидера Аслана Масхадова, который призывал чеченцев не участвовать в референдуме по проекту конституции и обещал, что в этом году его отряды отвоюют утраченные позиции. «С наступлением весны, когда появятся хорошие условия для ведения партизанской войны, мы нанесем федеральным войскам сокрушительный удар», – говорил Масхадов.
Чтобы командование федеральных войск услышало его угрозы, Масхадов выступал на двух языках: сначала на чеченском, затем на русском. Соратники лидера сепаратистов, которых удалось каким-то образом найти «Коммерсанту», тоже не захотели долго рассуждать, каким образом Масхадов попал в эфир: «Как это происходит технически, спросите у техников. Наш президент и раньше выходил в эфир, будет делать это и дальше».
Действительно, это не первый случай, когда кассеты с выступлением Масхадова показывают по чеченскому телевидению.
«У него есть своя тарелка и своя, как это называется, подстанция маленькая. С помощью нее можно выходить в телеэфир с любой точки, даже из леса. Но они всегда меняют место дислокации, поэтому их трудно засечь. В прошлом месяце два раза Масхадов выходил в эфир. Для правоохранительных органов это не новость», — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь посредства Чечни в Москве профессор Эди Исаев.
Удивляют в этом происшествии две вещи. Во-первых, заявление получилось актуальное. Обычно используется агитация общего характера, а тут Масхадов говорил о референдуме, о котором сейчас все разговоры. Во-вторых, боевики смогли вытеснить первый метровый канал, хотя со времен первой чеченской войны они довольствуются гораздо менее мощными частотами. Во многих селениях Чечни есть кабельные сети. Боевикам достаточно ворваться в неохраняемый дом и поставить заблаговременно записанную пленку (видеокассеты, кстати, можно купить на рынке). Это происходит обычно ночью, когда на улице, кроме боевиков, никто старается не показываться. Сюжеты с нападением на военные колонны и ваххабитские призывы выходят под логотипом «ТВ Ичкерии» и грубо прерывают развлекательные передачи. Прежде чем по тревоге поднимется комендантская рота, пираты успевают благополучно скрыться. Никого из них до сих пор не поймали. Последний раз такое случилось в сентябре в селе Самашки. Боевики принесли с собой кассету с выступлением Масхадова и поставили ее на частоте Ren TV (скорее всего, это была та самая кассета, где он комментирует падение Ми-26 возле Ханкалы). Правда, спустя несколько дней в администрации Надтеречного района заявили: «Никто из жителей передач боевиков не видел». Видели или не видели, но у хозяина телестудии похитили оборудование на сумму 50 тыс. руб.
О том, что Масхадов призывает чеченцев не участвовать в референдуме, еще две недели назад сообщили в штабе Объединенной группировки войск. В руки военным, видимо, попалась та же самая видеокассета. «Из данного заявления Масхадова явствует, что он объявил войну собственному народу в преддверии подготовки к референдуму по конституции Чеченской республики», – объяснял тогда замкомандующего группировкой подполковник Александр Старовский.
А два дня назад Масхадова показывало государственное телевидение России.
Речь шла не о референдуме. В итоговом выпуске «Вестей» показали пленку, на которой Аслан Масхадов запечатлен в компании с организатором теракта на Дубровке Мовсаром Бараевым и арабским наемником Абу-Умаром. Предоставив журналистам кассету, руководство ФСБ хотело еще раз доказать, что Масхадов причастен к захвату заложников. Однако на самих боевиков эта аргументация не произвела должного впечатления. Они сообщали в интернете о том, что Бараев действительно принимал участие в лесных совещаниях с Масхадовым, точно так же как «профессор шариатских наук Абу-Умар, который в качестве добровольца воюет на стороне чеченских вооруженных сил».
Остался только один вопрос – где записывает свои обращения Масхадов.
На этот вопрос военные ответить не могут. Последний комментарий по поводу местонахождения лидера боевиков прозвучал на прошлой неделе из уст начальника Федеральной погранслужбы Константина Тоцкого. «У российских пограничников нет данных о том, что лидер чеченских бандформирований Аслан Масхадов покинул Чечню» – все, что он смог сказать на этот счет. А чеченцы тем временем в своих агитационных материалах утверждают, что в конце прошлого года их президент даже посетил Грозный, где в торжественной обстановке секретности наградил наиболее выдающихся боевиков.