Путешествия→Фотопутешествия
Город-призрак
Фотопутешествие по Централии
Фотография: macos.livejournal.com
| Александр БеленькийВ январе я побывал в городе-призраке — Централии. Сильнейший туман окутал всю округу, из-за чего улицы бывшего города еще больше напоминали фильм Silent Hill, прототипом которого как раз и стала тихая Централия.
Название городка звучит для американцев примерно так же, как для нас Чернобыль. Население Централии оказалось под угрозой смерти от токсичных газов и было эвакуировано, а город стерт с лица земли.
Перекресток Центральной улицы и авеню Локуст. Если не знать, что когда-то это место было центром города, можно проехать мимо и подумать, что перекресток — всего лишь пересечение двух трасс. Все началось ровно пятьдесят лет назад на востоке штата Пенсильвания, когда власти городка наняли добровольцев для очистки городской свалки. Не долго думая, работяги решили весь этот мусор сжечь. Вот только мужики не учли, что кучи мусора лежали не где-нибудь, а на заброшенном шурфе угольной шахты.
Вершину мусорного айсберга потушили и ушли по домам. Но пока «контролируемый» пожар бушевал на свалке, огонь успел просочиться под землю и запалить залежи угля. Через какое-то время он стал распространяться. То тут, то там посреди города вспыхивали подземные пожары. Люди стали жаловаться на ухудшение самочувствия.
Настоящий масштаб катастрофы местные жители узнали лишь в 1979-м году, спустя почти двадцать лет после той истории. Владелец бензозаправки вставил палку в один из подземных резервуаров, чтобы проверить топливный уровень. Когда он достал палку, она казалась очень горячей. Каково было его потрясение, когда он обнаружил, что температура бензина в резервуаре была почти 80 градусов по Цельсию!
Первая жертва нашлась очень быстро. Двенадцатилетний мальчик провалился в внезапно развершуюся дыру в земле. Его смог вытащить старший брат, но история получила огласку и федеральные власти США забили тревогу. Дальнейшая хронология событий такова. В 1984 началось масштабное переселение горожан в соседние районы. Большинство населения с удовольствием уехало из «проклятого» места, но несколько десятков семей отказались покидать родную Централию. В 1992-м правительство штата потребовало начать отчуждение всей частной собственности города, поскольку здания представляли опасность для жизни человека. А в 2002-м году почтовая служба лишила Централию собственного индекса. Последних жителей принудительно выселили в 2007-м, но в городе еще стоит несколько жилых домов.
Возле того места, где полвека назад начался первый подземный пожар, стоит желтый щит с обращением к губернатору. Надпись свежая, поскольку он был избран только в 2011-м году. «Вы и ваша команда урезаете бюджет везде, где это возможно. Как вы можете позволять выбрасывать деньги на выселение этих жителей из их домов? Эти люди хотят платить налоги, хотят, чтобы их оставили в покое, хотят жить там, где они живут!» — написано на щите.
Когда-то здесь была Южная улица.
Единственное, что осталось в Централии нетронутым, — несколько кладбищ. Было интересно прогуляться по ним. Хотя переведенных материалов об этом городе бродит в рунете очень много, никто почему-то не обратил внимание на то, что одно из них православное.
Таких могил здесь больше половины. В Централии жила большая русскоязычная община, люди эмигрировали сюда еще до революции.
Кладбища дают много загадок. Вот, например, посмотрите на эту могилу. 27-летняя Ева Ориняк и шестилетняя Мария Ориняк умерли в один год с разницей в полтора месяца. Что могло произойти? И что такое «села сможиа пов стрый»?
Туман на кладбище.
Не менее интересный памятник бывшему городу — заброшенный участок трассы №61. В том месте, где дорога делает крутой поворот налево, на самом деле есть ее продолжение. Нужно только припарковаться и немного пройти пешком. Региональная магистраль под номером 61 была открыта в 1963-м году, спустя год после того мусорного пожара в Централии, которому никто не придал значение. Эта трасса имеет протяженность 130 километров и идет с севера на юг, проходя через теперь уже бывшую Централию. Заброшенным оказался только кусок трассы длиной примерно два километра. В 1994-м году асфальт на трассе вздыбился, обнажив подземный пожар. Из трещины начал валить дым. Хайвей быстро закрыли и построили объезд.
Многочисленные «дикие» туристы Централии, заглядывавшие на этот закрытый участок трассы, оставляли после себя памятные знаки. Сейчас весь асфальт покрыт множеством граффити.
Вот она, адская дыра. Примерно посередине этого участка. Правда, из-за холодной погоды и тумана дым на фотографиях практически не виден, но в солнечную ясную погоду трещина дымит как паровоз.
Рядом с провалом изображена карикатура на мужика с сигаретой. Рядом подпись: «Харви Бенсон, мэр Централии».
Так и кажется, что на тебя выпрыгнет зомби из этой дыры.
Но вернемся в город и прогуляемся по его улицам в поисках того, что осталось от Централии.
Власти снесли практически все строения в городе, но оставили заборную сетку. Это угол Парковой улицы и авеню Локуст. Когда-то популярное место отдыха горожан. В небольшом сквере был памятник героям всех войн, а перед сеткой зеленая лавочка с надписью «Централия» и годом основания — 1866. Эта лавка была символом покинутого города. Каждый, кто приезжал сюда, обязательно сидел на ней и фотографировался. Но некоторое время назад лавка пропала.
Исчез и военный памятник, стоявший под кипарисами.
А вот скульптуры оленей стоят.
Редкие машины проезжают мимо как можно быстрее, словно сторонясь гнетущей тишины.
На вершине холма, почти у самого выезда из города, осталось единственное действующее здание — муниципальное.
Здесь стоит две пожарные машины, но людей в здании нет. Тот подземный пожар, что устроили пятеро уборщиков мусора, по подсчетам ученых, будет гореть еще двести пятьдесят лет.
Заброшенное и совершенно пустое здание полиции. Но дверь закрыта.
Кто-то наклеил стикер «Сохраните Централию на карте».
А вот и единственный дом, который сохранился в городе, точнее половина дома. Выглядит жилым, а к нему тянется провод от столба. Я пытался найти признаки людей, даже стучался в дверь, но мне никто не открыл. Это еще одна загадка: кто же этот последний житель тихой Централии? Интернет говорит, что последним был Джон Локитис-младший, которого насильно переселили в 2009-м, а его дом снесли. Так кто же здесь живет? И живет ли?
Покидая Централию, я нашел еще одно действующее здание — церковь Святой Марии. Она работает только один день в неделю, по воскресеньям.
И здесь тоже были надписи на кириллице.
А это Ашланд, сосед Централии. До него можно добраться, если ехать на юг по 61-й трассе. Ашланд — тоже шахтерское поселение, вокруг упадок и следы разрухи. Не лучшее соседство, но вы можете посмотреть на главную улицу Ашланда и представить, что Централия когда-то была точно такой же.
После посещения тихой Централии вопросов стало еще больше, чем были до поездки. В том самом городском парке, откуда украли лавку, осталась капсула с посланием потомкам. Она была заложена в день столетия города и должна быть открыта в 2016-м году. Думаю, в этот день туда приедут все оставшиеся в живых бывшие жители Централии. Наверное, только они смогут рассказать настоящую историю своего города. Ждать осталось всего три года.
От редакции
Полную версию фоторепортажа Александра Беленького о Централии можно прочитать в журнале macos.livejournal.com. «Газета.Ru» приглашает читателей принять участие в рубриках «Фотопутешествия», «Своим ходом» и «Личный опыт». Если вы не любите сидеть дома, путешествуете по России, миру или просто много гуляете и фотографируете и хотите поделиться с другими новыми идеями и своими снимками, пожалуйста, напишите нам письмо на адрес appl@gazeta.ru. Если у вас есть уже готовая история об одном из путешествий или список вопросов по его организации, вы можете прислать их через форму «Поделитесь личным опытом», указав свое имя и контактные данные (они могут понадобиться, чтобы уточнить вопросы, связанные с присланным текстом).

