Путешествия→Личный опыт
Вернулась из Испании
Тем, кто никогда не был в Испании, опытные люди сразу говорят: «Держите крепче кошелек! Украдут паспорт или деньги и прощай ваше путешествие!»…С нами тоже провели предварительную работу в турфирме, которая отправляла на побережье Коста дель Азахар. Но оказалось, что карманники не идут ни в какое сравнение с явлениями природы.
Началось все, как у многих в тот день, с извержения вулкана. Вылеты в Домодедово отменяли пачками, но напротив нашей Валенсии обнадеживающе светилось: рейс задержан. Проторчав в аэропорту 5-7 часов, мы уже впали в сомнамбулическое состояние — сказалась бессонная ночь, и хотя никаких оснований для того, чтобы оказаться в Испании не было, продолжали полуспать-полусидеть в одном из баров, время от времени вглядываясь в табло.
С нашим рейсом происходило нечто странное: авиакомпания все время меняла выходы и откладывала время вылета.
Сначала улетали самолеты в Египет, потом перестали улетать и туда. Народ знакомился, бегал в дьюти-фри, запивал вулканический угар вискарем и собирался на дачу на шашлыки. Проводить субботний день в закрытом аэропорту не очень хотелось. В результате, когда в три часа дня нас пригласили на посадку, пассажиры были уверены, что сейчас всех покормят и отпустят домой. Коста дель Азахар, который поэтично переводится с испанского как Берег Апельсиновых цветов, накрывался из-за мирового транспортного коллапса. Удивительное дело, мы все же взлетели и прорвались в далекую Валенсию через Турцию. Через семь часов наши лица уже овевал валенсийский ветерок, пахнущий морскими волнами, апельсиновыми цветами и авиационным керосином.
До отеля добрались быстро, а поскольку выспались в самолете, то сразу же пошли бродить по городу.
Валенсия — одна из 17 автономных областей Испании и включает в себя три провинции: Кастельон, Аликанте и собственно Валенсию с центром в одноименном городе. И хотя в столице провинции живет больше миллиона жителей, и районы здесь также делятся на престижные и спальные, город этот все же радует с первых же шагов. Вместо привычных нам тополей вдоль тротуаров растут апельсиновые деревья. Нежным ароматом апельсиновых цветов Валенсии благоухают и стены домов, и портовые ангары. Несколько странно, что в то время, пока одни деревья цветут, на других трогательно висят одинокие плоды, но, как выяснилось, это специальный декоративный сорт. По русскому обычаю мы проверили правильные ли это апельсины и обнаружили, что они не хуже тех, что продают в наших супермаркетах.
Сразу же удивляют мраморные тротуары и площади. Палевым, пропитанным солнцем камнем, выложены тротуары в центральной части города. Видимо, мрамора у валенсийцев было навалом и таким широким жестом они продемонстрировали свое благосостояние. В 16-м веке город был очень богатым: сюда приходили корабли со всего света, шла бойкая торговля.
Мы прогулялись по треугольной площади Аюнтамьенто, на которой расположена городская ратуша.
Обнаружили неподалеку огромный Центральный рынок и очень красивое здание Шелковой биржи, построенное в стиле «пламенеющей готики». Но организм властно требовал ужина, и довольно быстро мы нашли ресторанчик с веселеньким названием Lalola. Как оказалось, здесь каждый вечер проходят какие-нибудь концерты и выступления. В определенные дни можно посмотреть фламенко. Вечером (у испанцев он начинается где-то в девять, а то и позже) был заявлен известный джазовый пианист. Честно говоря, на музыку энтузиазма не хватило, но зато ужин удался. Видимо, чисто интуитивно мы набрели на заведение популярное у туристов — было меню на английском языке и сносно говорящие на этом же языке официанты, а для Испании это не является нормой жизни.
Традиционная валенсийская еда - это, конечно, паэлья.
Ее, собственно, и придумали именно здесь и делают с кроликом и курицей. Еще мы заказали вяленую свинину хамон и закуски (много всякой мелочи, канапе, чипсы). Тут же официантка рассказала нам массу историй про то, как делают хамон. Выяснилось, что самый дорогой производят из черной свиньи, которая живет практически на свободе и питается желудями. При этом особенно ценится хамон из задней ноги, а так как этих ног две, то самая дорогая из них та, на которой свинья чаще всего лежит. Она может стоить и 300 евро за килограмм. Честно говоря, я не стала придираться и выяснять у нее, кто и как определяет эту золотую ногу, если свинья бегает на воле. Все было обворожительно вкусно и вместе с бутылкой вина обошлось в 25 евро.
Вдохновленные, мы продолжили вечерний осмотр города, который был непривычно оживлен для десяти часов вечера. Повсюду сновали люди, еще работали магазины, а с наступлением темноты активизировались многочисленные нищие. Пока мы пили кофе на одной из центральных улиц, к нам выстроилась очередь из разновозрастных персонажей. Негры с цветами, тетки с шарфами и бусами, старый саксофонист, молодой наркоман, цыганка с картами и т.д. Это колоритное шествие продолжалось нон-стоп. То ли мы место нашли такое, то ли у них начался рабочий день, вернее ночь.
Кстати, многочисленные уличные ресторанчики и кафе в мае работали примерно до часа и пропустить стаканчик после этого довольно проблематично.
Заведения закрываются, в ночных магазинах алкоголь не продают, зато по городу бегают шустрые парни, предлагающие пиво по спекулятивной цене. Местные говорят, что для Валенсии это не типично: летом здесь все бурлит, шумит и клокочет, поскольку нет в Испании людей больше любящих всяческие праздники и гульбу, чем валенсийцы. При чем они умудряются превращать в шумные зрелища самые заурядные события. Например, освобождение дома от старого хлама. В средние века крестьяне делали кукол из папье-маше, надевали на них старые вещи, затем эти произведения торжественно сжигали под песни, пляски и выстрелы.
Праздник огня Фальес благополучно дожил до наших дней и стал столь масштабным мероприятием, что горожане готовятся к нему весь год. Фигуры давно делают из специального состава, костюмы для них рисуют, а деньги собирают буквально всем миром. В городе около 380 добровольных объединений, каждое из которых готовит к празднику свою композицию. Есть скромные по размерам , а есть высотой с пятиэтажный дом. Фигуры ставят на площадях города, и пока они ждут своего очистительного огня, толпы народу ходят на них смотреть и голосуют за лучшую фалью. Именно ее, одну-единственную, спасают и помещают в музей Фальес.
С музея Фальес мы и начали следующее утро, погрузившись в городской экскурсионный автобус.
Это очень удобно, особенно если вы намерены путешествовать в разные концы города. Такие красные автобусы ходят во всех крупных городах: Валенсии-Барселоне-Мадриде. Один день стоит 20 евро, два дня — 29 евро. Поездка перекрывает весь город. Ты можешь выйти на приглянувшейся остановке, а потом продолжить путешествие на другом автобусе. Мы решили посмотреть в этот день много всего: музей Фальес, порт-город Науки и Искусства и Биопарк.
Честно говоря, музей Фальес нас не сильно впечатлил. Современные скульптурные творения на тему диснеевских мультиков или голливудских героев смотрелись скучновато. Все же изначально художники изображали в гротесковом ключе тех персонажей, которых видели на улицах города. Старушки, отправляющиеся в церковь на мопеде, нищенки, уличные музыканты, озорные дети радовали глаз намного больше неандертальцев или кинг-конгов. Но если не сильно заморачиваться на художественных достоинствах и просто представить себе, как по всему городу пылают костры из огромных скульптур, а валенсийцы, разодетые в национальные костюмы, радостно выпивают и закусывают, то сразу поймешь разницу между нами и ними. Даже в страшном сне, даже в дни, когда мы выигрываем в футбол, невозможно представить, чтобы наши граждане весь год собирали деньги на фигуры, которые потом сожгут, а чиновники, например, Лужков или Матвиенко, давали сигнал к началу пожара.
Но именно так все происходит в Валенсии.
19 марта начинается грандиозный праздник Огня. На балконе мэрии появляется Железная Рита, мэр Валенсии, в традиционном красном пиджаке, с сигаретой в зубах и говорит: «Поджигай!». А может быть, зря мы не празднуем Фальес ? Душевная была бы картина!
Но валенсийцы мастера не только по части костюмированных исторических представлений.
В порту проходят сразу два пафосных мероприятия — самая известная гонка крейсерских яхт «Американ Кап» и этап Гран-при Формулы- 1. Раньше здесь были живописные цыганские кварталы, но потом их снесли, а на месте лачуг выстроились ангары для шикарных яхт и дорогие отели. Самый пафосный — Las Arena — когда-то был перестроен из бальнеологической лечебницы. Теперь в нем останавливаются принцы, пилоты Формулы-1, участники и привилегированные зрители самых зрелищных игр нового времени. Напротив, как напоминание о старых портовых улочках, теснятся несколько уцелевших домов. Выглядят они живописно и задиристо. Портрет Че Гевары на стене одного из них, видимо, призван напомнить господам из отеля о социальной борьбе.
Трасса для гонок Формулы-1 сделана так, чтобы произвести максимальное впечатление и на участников, и на зрителей: трек имеет 25 поворотов, большая часть круга проходит у самой кромки воды, а часть пути — по мосту, соединяющему северную и южную часть гавани. Зрелище головокружительное. Билеты можно заказать через интернет, стоят они в районе 100 евро, но в реальности, чем ближе к событию — тем дороже. Наш знакомый жаловался, что в последний день покупал по 400.
Когда нет футбола, гонок или других народных развлечений, порт Валенсии сосредоточен и тих.
Обширные песчаные пляжи превращаются в отдыхательно-развлекательную зону для миллионного города. Лет десять назад здесь было довольно грязно, но за короткий срок валенсийцы добились рекордного даже для курортных городов результата: пляжам за чистоту присвоен голубой флаг ЮНЕСКО. Пока прохладно и в море не купаются, вдоль набережной прогуливаются немногочисленные зеваки, а желающие немного заработать эмигранты строят фигуры из песка. Нарядная жестяная банка ненавязчиво ждет скромных взносов, а в пустынном море то и дело возникают очертания роскошных яхт.
Песок пляжа и морская вода — бесплатно. И это вовсе не фигура речи. В Испании прибрежная полоса является собственностью государства. Поэтому пляжные пейзажи этих мест так отличаются от итальянских курортов, заставленных зонтиками и лежаками отелей. Валяться на песке и купаться на любом валенсийском курорте можно и нищим, и миллионерам.
Осмотрев порт, мы отправились в суперсовременный город Искусства и Науки, созданный знаменитым архитектором Сантьяго Калатравой.
Проект получился не только удивительно легкий, но и исключительно функциональный. В нем расположился океанариум, кинотеатр, музей науки принца Филиппа и Дворец музыки. В океанариуме нас потряс павильон тропический морей, воспроизводящий коралловый риф. Акулы, скалы, стаи нарядных рыб проплывают прямо над головой, пока ты идешь по стеклянному подводному туннелю. Сплошной релакс, как в спа-центре на Мальдивах. А вот в Арктике и Антарктике было шумно: морж и две моржихи устроили такие брачные игры, что зрители толпились здесь до закрытия комплекса.
Еще одна гордость Валенсии — Биопарк. Его обитатели живут как бы в естественной среде. Мирно пасутся зебры и антелопы гну, у водопада купаются слоны, под имитацией дерева спят орангутанги, в пещерах скрываются львы и тигры. Грандиозность этих сооружений впечатляет — столько сил, знаний и денег потрачено на то, чтобы сделать неволю естественной и внешне привлекательной. В Биопарке очень любят гулять семьи с детьми, всегда много школьников. Здесь принято проводить занятия на природе, и хотя денек выдался пасмурный, посетителей было много. Честно говоря, мы уже устали от такого обилия сооружений из стекла и бетона, пусть и имитирующих природу, и с удовольствием вернулись в старый город. Кофе за евро на площади у фонтана Рио-Турия, изображающего море и реки, вернули нам исследовательский интерес.
Совсем рядом находился Кафедральный Собор — самое раннее готическое сооружение Испании.
В нем хранится Святой Грааль — чаша, из которой по преданию Христос пил на тайной вечере. Священный сосуд признает как реликвию римско-католическая церковь, считая его одним из двух вероятных претендентов на это высокое звание. Мы, честно говоря, не поняли, как можно признавать оригиналами сразу два предмета, но, оказалось, что еще и не такое бывает. На следующий день, отправившись в городок Пенискола, мы обнаружили, что в истории католичества одновременно существовали два совершенно настоящих Папы.
Пенискола известна всему мир крепостью Эль Мачо, ставшей последним убежищем папы Бенедикта ХIII или папа Луны.
Скалистый утес, когда-то облюбовали арабы, а потом тамплиеры возвели там величественный замок. Неприступный форпост перешел к Бенедикту XIII, вынужденному бежать из Авиньона после попытки его отравить. Римская церковь объявила его избрание незаконным и святейший престол занял другой претендент, но сам папа Луна до конца жизни считал себя единственным настоящим папой. Потрясающие виды на Средиземное море, которые открываются со смотровой площадки, приходская церковь, тюрьма, большой зал для собраний, крепостные стены и бастионы, - вот собственно и все владения антипапы, к которым примыкают несколько извилистых городских улочек. Когда-то сюда можно было попасть только по узкому перешейку, отделяющему Пенисколу от материка, отсюда и название «город, входящий в море». В старом городе расположены симпатичные сувенирные лавки, много туристов, по посещаемости это второй памятник в Испании после гранадской Альгамбры. Помимо культурных достопримечательностей, здесь много отличных пляжей, а любители уединения могут отбыть на катере на необитаемые острова по соседству. Не стоит искать здесь шопинга, шума и суеты. Молодежи лучше ехать зажигать в соседнюю Гандию или в Бенекассим. Там и рок-фестивали, и дискотеки, и до Ибицы недалеко (часов 8 на яхте), а здесь красота, комфорт и прекрасные рыбные ресторанчики.
Современная Пенискола — это многочисленные отели вдоль береговой линии, набережная с велосипедными дорожками и целые районы таун-хаусов и апартаментов, предназначенные для счастливых пенсионеров из северной Европы.
Немцы, норвежцы, шведы и англичане с удовольствием покупают недвижимость на валенсийских берегах. Но не только они положили глаз на Берег апельсиновых цветов. Наши соотечественники тоже облюбовали себе место под солнцем. В провинции Аликанте находится городок Торе Вьеха (Старая башня), чрезвычайно популярный у россиян. Говорят, очень многие граждане приобрели там себе квартиры или дома и даже магазины для удобства пользователей названы по-русски, как на Брайтон-Бич.
Мы, правда, в Торе Вьеха так и не побывали, хотя и улетали из аэропорта Аликанте, а это совсем рядом. Но самолет был наполнен нашими согражданами преклонного возраста из Брянска и Липецка и мы искренне порадовались за свою страну. Нет, апельсиновые цветы, солнце и Средиземное море доступны не только европейским пенсионерам и нашим олигархам. Кстати, в Пенисколе я тоже купила себе недвижимость. Симпатичный домик с камином и совой за 7 евро отлично прижился на кухне.
Читайте также:
Антарктида глазами блогера, режиссера, полярников и путешественников →

