Реальность стремится к виртуальности

Обзор самых популярных и ожидаемых шлемов виртуальной реальности

Влад Массино 31.01.2016, 18:05
ABC News

Бум виртуальной реальности начался еще в девяностые годы, но по-настоящему массовыми шлемы-VR становятся только сейчас, когда простенькие «держалки» для смартфонов, которые позволяют погрузиться в VR, доступны практически каждому, а крупные игроки рынка уже на финишной прямой перед выпуском своих устройств. «Газета.Ru» подготовила обзор наиболее популярных и ожидаемых представителей этой отрасли.

Google Cardboard

Простейшие шлемы виртуальной реальности содержат в себе дисплей и несколько датчиков для отслеживания положения головы. Без проблем заменить такую конструкцию может смартфон, который как раз имеет дисплей с динамиками и гироскоп, пару линз и держатель.

При желании Google Cardboard можно собрать самостоятельно по макетам из сети
При желании Google Cardboard можно собрать самостоятельно по макетам из сети

Именно это и предлагает Google Cardboard. Бюджетное решение стоимостью $20–30 дает пользователю понять, что собой представляет виртуальная реальность. Качество картинки будет под стать стоимости устройства, но благодаря магазину приложений уже сейчас есть большое количество способов «поиграться» с VR.

Samsung Gear VR

Шлем виртуальной реальности от Samsung продолжает идеи Google Cardboar, так как он попросту не может работать без смартфона. Но в данном случае используются лишь вычислительные мощности и дисплей смартфона, остальные датчики встроены в сам шлем.

На данный момент это одни из самых близких к потребителю устройств, не считая совместимости только со смартфонами Samsung.

Созданный в содружестве с Oculus VR, Samsung Gear VR может практически на равных конкурировать со «старшим» братом — Oculus Rift. Если уже имеется совместимый смартфон (Samsung Galaxy S6/S6 Edge/S6 Edge+/Note 5), то Gear VR, стоимость которого составляет $100, станет неплохим дополнением к смартфону для ознакомления с виртуальной реальностью более качественного уровня, чем может предложить «картонка» от Google.

Oculus Rift

Прототип шлема от Oculus был представлен на выставке E3 в 2012 году. LCD-дисплей имел разрешение 640х800 для каждого глаза. Далее следовали три версии для разработчиков, с каждой из которых качество продукта возрастало. Как итог, в начале 2016 года был объявлен старт предзаказов на потребительскую версию очков и цена, которая в США равняется $599 (€699 для Европы и России). Вне зависимости от цены первая партия была распродана за 14 минут после старта продаж.

Характеристики шлема полностью соответствуют его цене. Каждый глаз имеет картинку в разрешении 1080 на 1200 точек (2160х1200 в сумме), а благодаря высокой частоте обновления картинки (90 Гц) решена проблема возникавших головокружения и тошноты — именно на это жаловались пользователи первых версий. Точных данных по углу обзора нет, но он точно больше 90° и приближается к 100°, по диагонали угол равен 110°.

Виртуальная реальность очень требовательна к «железу», из-за чего вместе со шлемом, возможно, потребуется купить и новые комплектующие к ПК
Виртуальная реальность очень требовательна к «железу», из-за чего вместе со шлемом, возможно, потребуется купить и новые комплектующие к ПК

Но стоит понимать, что для обработки картинки такого качества нужен соответствующий ПК. Рекомендованные характеристики выглядят следующим образом: Intel Core i5 4590, GTX 970/980, 8 GB RAM. Стоимость только видеокарты из этого комплекта приближается к цене шлема.

HTC Vive

Шлем виртуальной реальности от HTC и Valve стал абсолютной неожиданностью для многих. Впервые HTC Vive был представлен на MWC 2015, и предполагалось, что продажи начнутся в ноябре того же года, однако до сих пор неизвестна даже цена на устройство. Несмотря на участие в создании шлема игровой студии Valve, продукт может быть использован и во многих других отраслях благодаря своей «начинке».

Характеристики дисплея HTC Vive аналогичны Oculus Rift: разрешение 2160х1200 точек с частотой обновления картинки 90 Гц. Угол обзора по диагонали также составляет 110°. Отличия заключаются в способе отслеживания положения пользователя в пространстве. В отличие от Oculus Rift, где за это отвечает внешняя ИК-камера,в HTC Vive используется система из двух лазерных трекеров, которая устанавливается в двух точках комнаты.

Система трекинга в HTC Vive превосходит таковую в Oculus Rift
Система трекинга в HTC Vive превосходит таковую в Oculus Rift

Шлем обладает встроенной камерой, чтобы пользователь в любой момент мог посмотреть, что происходит в окружающем его реальном мире, и не столкнуться с объектами в комнате.

По причине сложной системы трекинга для использования шлема требуется большое пространство. По предварительным данным, HTC Vive будет стоить гораздо дороже конкурента от Oculus — около $1500, а продажи должны начаться в апреле 2016 года.

PlayStation VR

Шлем виртуальной реальности от Sony, который до недавнего времени носил название Project Morpheus, не является прямым конкурентом Oculus Rift и HTC Vive, так как работать будет только с консолью PlayStation 4. Не конкурент этим двум устройствам PlyaStation VR еще и потому, что обладает гораздо более скромными характеристиками.

Разрешение OLED-экрана составляет 1920х1080 пикселей (960х1080 точек на глаз) и угол обзора в 100°. При этом картинка обновляется с частотой в 120 Гц, но разработчик может понизить это значение до 60 Гц, чтобы улучшить графику. Так как PlayStation 4 не способна самостоятельно выдать такую картинку, вместе со шлемом идет небольшая коробка, которая берет часть вычислительных задач на себя.

Шлем от Sony является наиболее доступным, но при этом работает только с PlayStation 4
Шлем от Sony является наиболее доступным, но при этом работает только с PlayStation 4

Для работы гарнитуры необходима специальная камера PlayStation Camera, которая будет отслеживать светодиоды на самом шлеме для ориентации в пространстве. Также можно использовать в качестве контроллера PLayStation Move, но обычный Dualshock 4 для этих целей подходит.

В любом случае комплект из шлема, камеры и консоли обойдется дешевле, чем, например, Oculus Rift и требуемый ПК.

Как заявляют в самой компании Sony, гарнитура будет стоить примерно столько же, сколько сама консоль, то есть $350. Официальная дата выхода также пока неизвестна, но ожидается, что шлем поступит в продажу в первой половине 2016 года.

По-видимому, 2016 год должен принести с собой «виртуальный бум»: спустя годы разработок компании готовы представить свои инновационные устройства в самые кратчайшие сроки. Кто из них станет безоговорочным лидером, пока не ясно, тем более что каждый из VR-шлемов имеет свои особенности, которые позволят разным разработчикам охватить разные аудитории.