Беспилотники вместо «Почты России»

Доставка товаров беспилотниками вскоре заменит традиционные сервисы

Юнна Коцар 03.09.2014, 11:52
thetimes.co.uk

Google разрабатывает собственные беспилотные летательные аппараты, которые компания намерена использовать для доставки посылок и помощи людям в чрезвычайных ситуациях. Ранее о работе над подобным проектом сообщал другой интернет-гигант — Amazon. «Газета.Ru» оценила перспективы доставки товаров с помощью беспилотников.

Корпорация Google попробует свои силы в доставке посылок с помощью беспилотников. В исследовательской лаборатории Google X, где занимаются такими футуристическими проектами, как «умные» очки Google Glass, самоуправляемый автомобиль и обучаемая нейронная сеть, уже два года работают над проектом Wing, в рамках которого разрабатываются беспилотные летательные аппараты.

По замыслу Google, дроны можно будет использовать для доставки небольших грузов в работе курьерских служб и в поисково-спасательных операциях. Роботы могут летать на высоте 40–60 м над землей, следуя по запрограммированному маршруту. Кроме того, беспилотники можно будет направлять в зоны происшествий с предметами первой необходимости — например, медикаментами или водой.

В Google уверены, что даже несколько непрерывно курсирующих дронов смогут помочь в чрезвычайной ситуации огромному количеству людей.

Компания уже провела испытания прототипов беспилотников, с помощью которых доставлялись посылки на фермы в отдаленные районы Австралии. Один фермер таким способом получил корм для собак, другие покупатели — аптечку первой помощи, конфеты и воду.

В следующем году Google намерена сконцентрироваться на разработке систем безопасности для предотвращения столкновения дронов и защиты от механических повреждений. Корпорация также займется созданием системы маршрутов, по которым будут курсировать дроны.

Другой интернет-гигант, Amazon, начал тестировать собственные беспилотники Prime Air еще в прошлом году. Amazon — один из крупнейших онлайн-ритейлеров в мире — намерен использовать дроны для доставки товаров покупателям. Как заявил глава Amazon Джефф Безос, ожидается, что новый способ доставки будет запущен в течение 4–5 лет.

Новая услуга Amazon получила название Prime Air. Если покупатель выберет этот способ доставки из интернет-магазина, товар в пределах 30 минут доставит беспилотный летательный аппарат.

«Когда-нибудь дроны Prime Air в воздухе станут обыденностью, так же как грузовики на дорогах», — говорится в заявлении Amazon, посвященном будущей услуге.

Единственная попытка использовать дроны для доставки коммерческих грузов в России не увенчалась успехом. В июне сыктывкарская пиццерия «Додо Пицца» вместе с компанией «Коптер Экспресс» начала доставлять пиццу с помощью беспилотника.

За первый день работы таким образом было выполнено шесть заказов на общую сумму 3270 руб.

Однако уже через неделю в управлении Госавианадзора города Сыктывкара заявили, что пиццерия оштрафована на 200 тыс. руб. за осуществление доставки своей продукции с помощью беспилотников. В правоохранительных органах посчитали, что пиццерия нарушает правила использования воздушного пространства и за это обязана заплатить соответствующий штраф.

Стоит отметить, что и Google, и Amazon тестировали доставку с помощью дронов в Австралии, так как Федеральное управление гражданской авиации (FAA) США до сих пор не позволяет таким корпорациям тестировать свои инновационные технологии на территории Соединенных Штатов. Согласно нынешним правилам FAA, коммерческим операторам нельзя осуществлять полеты беспилотников без специального разрешения FAA. Однако для этого компаниям пришлось бы предоставить свои секретные технологии для анализа государству.

Наконец, коммерческие беспилотники вызывают опасения, касающиеся приватности: с помощью компактного летательного аппарата можно легко делать фотографии и снимать видео.

Президент США Барак Обама в июле заявил, что необходимо разработать руководящие принципы приватности для коммерческих дронов, действующих в воздушном пространстве США.

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев довольно высоко оценил коммерческие перспективы беспилотных летательных аппаратов.

«В условиях современного мегаполиса с его перманентными транспортными проблемами коммерческое использование дронов выглядит очень перспективно. Скорее всего, в первую очередь беспилотники будут использовать различные сервисные и полицейские службы для наблюдения за объектами инфраструктры и правопорядком. Следующим шагом может стать использование дронов транспортными и курьерскими службами», — прогнозирует он.

Если же говорить о современных реалиях, то в первую очередь нужно решить вопросы законодательного регулирования использования беспилотных летательных аппаратов, отмечает эксперт.

В этом направлении сейчас есть два основных подхода.

Первый — это приравнивание беспилотников к обычной авиации, оснащение их транспондерами и прочим авиационным оборудованием. В этом случае операторы дронов должны будут подчиняться тем же правилам, что и обычные пилоты.

Второй путь — это приравнивание беспилотников к авиации общего назначения или к сверхлегким летательным аппаратам, выделение им отдельных воздушных коридоров. Этот способ предлагает разведение дронов в воздушном пространстве с обычными летательными аппаратами.

На сегодняшний день соответствующие государственные структуры в разных странах активно обсуждают эти вопросы. Например, в США планируют к 2017–2018 годам выработать общие правила, по которым будет возможно коммерческое использование беспилотной авиации.

По мнению гендиректора Mail.Ru Group и основателя Grishin Robotics Дмитрия Гришина, идея использовать дроны для коммерческой доставки весьма перспективна: технологии, связанные с дронами, активно развиваются и делают возможность организации такой системы доставки реально осуществимой.

«Не секрет, что лидеры традиционного рынка доставки по всему миру испытывают сложности (в том числе экономические) с обслуживанием так называемой last mile delivery, то есть финального этапа доставки товаров или документов в руки заказчику. Да и в целом заказов у этих бизнесов намного больше, чем они могут качественно и в срок выполнить», — рассказал он «Газете.Ru».

Транспортировка при помощи дронов может стать настоящим прорывом в довольно консервативной индустрии, которой явно не хватает инноваций, отмечает Гришин. Для Amazon такой проект принципиально важен с точки зрения прямых конкурентных преимуществ, но и Google со своей обширной технологической экспертизой может занять заметные позиции на еще только зарождающемся рынке, говорит он.

По мнению Гришина, у новой технологии есть перспективы и на российском рынке, несмотря на неудачный опыт «Додо Пиццы».

«Уверен, что реализовать что-то подобное в России совершенно реально, и со своей стороны могу только всячески поддержать любые инициативы подобного рода в нашей стране. Я знаю о существовании в России как минимум нескольких стартапов, ведущих собственные разработки в этом направлении, которые пытаются вести переговоры с властями о проведении тестовых полетов, — чем легче им будет это сделать, тем лучше для всех», — подчеркнул он.