Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

«Прекратите жить иллюзией, что мы враги»

Экспертное обсуждение закона о блогерах, вступающего в силу 1 августа, состоялось в Rambler&Co

Юнна Коцар 22.07.2014, 23:12
Twitter Евгения Козлова

На следующей неделе вступает в силу скандальный закон о блогерах. Корреспондент «Газеты.Ru» вместе с экспертами и блогерами разбиралась, чем чреват новый закон и что он может дать владельцам популярных блогов.

Закон, обязывающий всех владельцев интернет-страниц с посещаемостью более 3 тыс. пользователей в день выполнять требования, предъявляемые к СМИ, вступает в силу уже на следующей неделе, 1 августа. Во вторник же, 22 июля, в холдинге Rambler&Co прошла конференция «Яблогер», или «День блогера», на которой представители отрасли, блогеры и интернет-эксперты смогли обсудить закон. Помимо Rambler&Co, организатором мероприятия стала Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК).

С 1 августа все владельцы популярных блогов должны будут внести свои данные в реестр самостоятельно — или же дождаться сообщения Роскомнадзора с требованием о предоставлении необходимой информации. К тем блогерам, которые не отреагируют на письмо Роскомнадзора в течение 10 дней, будет применена административная ответственность в виде штрафов (от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для физических лиц, от 10 тыс. до 50 тыс. — для юридических, а для злостных нарушителей — штраф в 500 тыс. руб. либо остановка работы блога на 30 суток).

По словам главы РАЭК Сергея Плуготаренко, мероприятие — это краудсорсинг-проект, возможность обсудить закон до вступления его в силу.

Лейтмотивом всего мероприятия был вопрос: «Зачем этот закон самим блогерам?»

По мнению организаторов, один из вариантов — появление новых возможностей для монетизации и расширение круга рекламодателей. В частности, коммерческий директор LiveJournal Антон Савельев и директор по маркетингу LiveJournal Олег Бармин рассказали о том, что ЖЖ может быть эффективным каналом для распространения рекламы.

Однако популярный Facebook-блогер Алена Владимирская отмечает, что большая часть блогеров-многотысячников — эксперты, специалисты в определенной области. Они не публикуют платные посты, так как это разрушает экспертность. Не нужна таким блогерам и регистрация для того, чтобы нести ответственность за публикуемую информацию: это и так происходит: «Мы, экспертные блогеры, уже давно отвечаем за всю информацию, которую размещаем в сети, потому что это наша репутация, это напрямую связано с нашим бизнесом», — заявила она.

«Прекратите жить иллюзией, что мы враги. Мы решаем не только свои, но и ваши задачи, — заключила Владимирская. — Учитесь у нас взаимодействовать с обществом, но не используйте нас как рычаг».

Директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев считает, что зарегистрироваться самостоятельно, не дожидаясь сообщения от Роскомнадзора, прежде всего в интересах самих блогеров. Например, кто-то может зарегистрировать аккаунт, дублирующий аккаунт другого пользователя, и за ложный аккаунт придется нести ответственность.

«Если вы пишете что-то матерное на заборе и вас ловят за руку, вы несете за это ответственность. Так же и в интернете», — заявил Алексеев.

Представитель ФГУП «ГРЧЦ» Алексей Жмаев в своем докладе рассказал о том, какие преимущества регистрация даст блогеру.

«Первое — признание со стороны государства его социальной значимости. Второе — регистрация в реестре будет означать, что он как минимум не бот».

Вторая часть конференции прошла в формате ток-шоу: ряд экспертов и блогеров обсудили закон и ответили на некоторые вопросы из зала.

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов сравнил закон с подобным, принятым в 2002 году в Израиле для того, чтобы блогеры отвечали за авторские права. Однако в Израиле блогер считается СМИ, если у него 50 тыс. уникальных посетителей в месяц — в пересчете на долю населения для России эквивалентом будет около 900 тыс. посетителей в месяц.

Дмитрий Чернышев (блогер mi3ch) считает, что блогосфера рунета стала настолько популярной среди пользователей прежде всего из-за однотипного телевидения и первая же «посадка» резко поднимет авторитет блогеров.

По словам заместителя руководителя Роскомнадзора Максима Ксензова, еще в конце прошлого года о создании реестра блогеров никто не задумывался: он стал одним из ряда законов, вошедших в так называемый антитеррористический пакет, внесенный в Госдуму после терактов в Волгограде. «Говорить о том, что этот закон появился естественным путем, нельзя», — отметил Ксензов.