Денис Драгунский о мужестве
честно вглядеться в лица
своих предков

Откуда берутся пыль и грязь на улицах Москвы

Эксперты объяснили, откуда берутся пыль и грязь на московских дорогах

Анна Семенова 17.12.2014, 12:54
Максим Новиков/ТАСС

Столичный мэр Сергей Собянин назвал противогололедные реагенты одной из причин возникновения грязи на улицах. Эксперты соглашаются, что реагенты вносят свою долю в загрязнение тротуаров и дорог, однако полагают, что основная причина кроется в грязных машинах, «лысеющих» газонах и нарушениях при строительстве.

Глава Москвы, выступая на IV Московском урбанистическом форуме, критически отозвался об использовании противогололедных материалов. «Нас, по правде, уже достали реагенты, которые сыплют зимой на дорогах, из-за которых возникает грязь, портится экология», — сказал Сергей Собянин, подчеркнув, что отказаться от реагентов город никак не может, потому что это грозит коллапсом.

Однако чиновники из комплекса ЖКХ и департамента природопользования заявили, что противогололедные реагенты проходят все необходимые экспертизы и сами по себе грязь не образуют. А основным источником, по словам руководителя департамента ЖКХиБ Андрея Цыбина, являются машины, приезжающие в Москву из области.

Замруководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков подтвердил, что в области сложнее с парковочными местами, поэтому подмосковные машины чаще паркуются на газонах и переносят грязь оттуда на местные дороги.

«В Москве автомобили стали реже парковаться на газонах: где можно, их превратили в парковочные карманы и плоскостные стоянки, где нельзя — огородили столбиками и заборами. В области в силу финансовых причин этого пока не произошло, — говорит эксперт. — Кроме того, в Подмосковье и Новой Москве достаточно много грунтовых и гравийных дорог, глина и песок приносятся на колесах оттуда. И наконец, частично пыль и грязь образуются от частичек резины от трения шин об асфальт, есть копоть от грузовиков и другие факторы».

Эксперт добавил, что существенная часть грязи попадает на дороги от строительной техники: «Дорожных строек в Москве и области много, а вот колеса машин далеко не все моют». Одно дело — проследить, есть ли специальная установка для мойки колес на крупной площадке, и совсем другое — на мелком участке, где проводятся аварийные работы. Тем не менее, по данным Мосгосстройнадзора, транспорт стал реже вывозить грязь на колесах со стройплощадок: число таких нарушений за 11 месяцев 2014 года уменьшилось почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В ведомстве уточнили, что общая сумма штрафов за эти нарушения составила 52,2 млн руб.

По версии Москомархитектуры, «загрязнение дорожных покрытий и распространение пыли» происходит из-за «смыва растительной земли на дорожное полотно с прилегающих газонов, в том числе откосов», а также «недостаточной ширины пешеходного транзита», в силу чего люди вынуждены ходить по газонам.

Коммунальщики утверждают, что в городе как раз в целях борьбы со скатыванием грязи на дороги начиная с 2012 года была проведена масштабная работа по понижению уровня газонов до уровня бортового камня.

На то, чтобы, по сути, заново уложить 3 млн кв. м газона, было выделено 1,8 млрд руб.

Впрочем, как отмечали горожане, при замене и обновлении газонов неоднократно были случаи, когда привозили почву низкого качества, которая быстро высыхала, начинала гореть от каждого брошенного окурка и пахнуть, как горящие торфяники.

Для того чтобы грязи на дорогах было меньше, в Москомархитектуре разработали рекомендательные стандарты комплексного благоустройства городских улиц. Первыми типовые решения будут применяться к «вылетным» магистралям. В частности, в документе содержится рекомендация «предусматривать специальный желоб для обеспечения отвода воды от водосточных труб». Также в документе сказано, что водоотводящая способность покрытий из плитки примерно на 20% ниже, чем асфальтобетонных.

Экс-глава НИиПИ Генплана Москвы, руководитель «Моспроекта-5» Сергей Ткаченко говорит, что на участках, вымощенных плиткой, действительно грязнее, чем на площадках, покрытых асфальтом. «Москву нередко называют столицей жидкой грязи, — пояснил архитектор. — Грязь, которая могла бы смыться с асфальта, застревает в межплиточных швах, да и в принципе плитку сложнее убирать. В советские времена грешили на промзоны, но сейчас такого масштабного и грязного производства в Москве нет».

Председатель экспертного совета при комиссии по экологической политике МГД Александр Чумаков отмечает, что из крупных городов Москва по чистоте улиц занимает одно из лидирующих мест. «Впрочем, пылеобразующим фактором можно назвать газоны. Чтобы не выветривался верхний слой почвы, необходимо «удерживающее» покрытие, которое могут обеспечить опавшая листва, скошенная трава. Они создают место жительства и источник питания для микроорганизмов, насекомых, которые, в свою очередь, не дают на газонах появиться «залысинам», разносимым ветром.

В Москве же нередко необоснованно убирают опавшую листву, а траву косят так, что она моментом засыхает», — пояснил Чумаков.

Небольшую долю в городской грязи составляют выхлопы от, например, дизельных двигателей, продолжает Чумаков. Но город в последнее время существенно ограничил движение крупных грузовых автомобилей в центре Москвы: машины грузоподъемностью более тонны не могут проехать дальше Третьего транспортного кольца, кроме как с 22.00 до 6.00, а грузовикам с разрешенной максимальной массой 12 тонн в эти часы разрешено выезжать не дальше МКАД.

По словам заместителя мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, в Москве в принципе стало намного меньше мусора и грязи. «Даже по сбору смета, который идет в летний период, показатели уменьшились в десятки сотен раз. И мы с вами осенью, несмотря на то что погода была достаточно сухая, ни разу не видели пыли на улицах. Этого удалось добиться за счет применения специальной современной техники, новых технологий уборки. Увеличено количество проходов уборочной техники, а количество пылесосов, которые ходят по улицам, выросло с 100 до 700 штук», — сказал чиновник.

Бирюков признал, что на портал «Наш город» поступает много жалоб на неубранную территорию. Но по его словам, эти цифры сильно меньше тех, что были раньше. «Сравните с тем, что было еще три-четыре года назад. Раньше количество жалоб на ЖКХ было 85% всех обращений на портал «Наш город», теперь — 14–15%», — сказал он.