Аромат и вкус челябинского метеорита

Жизнь Челябинска после метеорита: репортаж «Газеты.Ru» из города, о котором три месяца назад говорил весь мир

Анастасия Берсенева (Москва--Челябинск) 13.05.2013, 13:49
__is_photorep_included5317441: 1

Жители Челябинска не хотят зарабатывать на метеорите. Такой вывод сделала корреспондент «Газеты.Ru», посетив город спустя три месяца после падения астероида. В Челябинской области трудно обнаружить бизнес, связанный с космическим гостем, хотя изначально местные власти планировали привлекать в регион туристов прославившимся на весь мир метеоритом. «Газета.Ru» выясняла, в чем причина — в инертности или особой политической ситуации, а также узнала, когда будет поднят обломок, угодивший в озеро Чебаркуль.

Из Москвы до уральского города Челябинска два часа на самолете или больше полутора суток на поезде. Космическая тема — главная в разговорах пассажиров. У путешествующих на поезде поводов для бесед больше: рельсы идут по берегу озера Чебаркуль, в котором до сих пор лежит самый большой осколок астероида, взорвавшегося над регионом 15 февраля этого года. Мэр одноименного города Андрей Орлов уверяет, что местоположение утонувшего небесного тела установлено, а его размеры велики — с человеческий рост. Челябинские ученые, в свою очередь, говорят, что точное место, где лежит метеорит, еще не найдено, а судя по диаметру полыньи, скорее всего, камень выглядит как арбуз. В любом случае космический гость все еще лежит в озере — единственном источнике питьевой воды для города Чебаркуль. «Первое время мы брали воду на анализ каждый час: никто же не знал, чего ждать», — говорит Орлов. Но химический состав воды не менялся. Сейчас состав воды проверяется два-три раза в сутки.

Никто не может дать ответ на вопрос, когда же метеорит поднимут из озера.

В областном правительстве не смогли сказать, будут ли они курировать процесс поднятия метеорита, но предположили, что, возможно, процессом заинтересуются военные. «По последней информации, за поднятие метеорита будет отвечать мэр Чебаркуля», — в итоге сообщили в пресс-службе правительства Челябинской области. Орлов же уверяет, что до следующей зимы за небесным камнем никто нырять не будет. «Там 10 метров воды, и еще он на 2,5 метра погрузился в иловые отложения. Если поднимать летом, то вода взбаламутится и наши очистные сооружения не справятся. Надо дождаться, когда озеро замерзнет. Тогда можно будет лед вскрыть, а воду под ним заморозить локально (такие технологии предлагают чехи) и таким образом добраться до дна», — говорит мэр. Он мечтает летом собрать научную конференцию и пригласить на нее российские и иностранные компании, которые могли бы предложить способ поднятия метеорита. Если, конечно, водолазы-любители не окажутся первыми.

Градоначальник Орлов — один из первых, кто начал говорить о создании бизнеса на метеорите. Через свой блог он обратился к читателям с предложением прислать идеи, «как монетизировать славу». Идей и планов много – вплоть до аквапарка или голографической инсталляции падения метеорита со звуком и вспышками, но они требует больших финансовых затрат. Пока что мэр предлагает туристический маршрут по городу и берегу озера до полуострова Крутик — ближайшей к месту падения береговой точки.

Там есть смотровая площадка, туристам дают бинокли, чтобы вглядываться в озерную гладь. На воде ничего особенно нет, но сам полуостров — весьма необычное место.

Там расположен реликтовый лес — дубовый, липовый и сосновый, а также есть две стоянки древних людей времен каменного и бронзового века.

Несколько лет назад часть полуострова была сдана в аренду предпринимателям на 49 лет. Оставшуюся землю администрации Чебаркуля удалось отстоять. «Сейчас мы в ускоренном темпе оформляем документы с Гослесфондом на право пользования участком, — говорит Орлов. — Сделаем тропу в реликтовом лесу, поставим скамейки, урны. После майских праздников выпустим фильм о метеорите».

Еще два маршрута приготовили для гостей в Центре развития туризма областного министерства культуры. «Один, однодневный, из Челябинска; другой подлиннее, из Екатеринбурга: мы предполагаем, что большинство иностранных гостей будут приезжать туда», — говорит директор центра Елена Борменкова. Так как на озере смотреть особо нечего, туристам будут показывать минералогический музей Ильменского заповедника, один из пяти крупнейших в России.

Турфирмы Челябинска пока не спешат с рекламой «космических» маршрутов: за городом еще слишком мокро и грязно для прогулок. Сезон начнется в июне.

«Хотя к нам в первые дни уже звонили представители японских туристов и пытались бронировать туры за метеоритом на август», — пояснила менеджер отдела приема бюро туризма «Спутник» Елена Колесникова. Разработаны два маршрута — детский и взрослый. Школьникам в дороге будут рассказывать об астрономии (сейчас она не входит в список обязательных школьных предметов). А взрослых планируется пять дней возить по «космическим местам» — не только в Чебаркуль, но и в городище каменных фигур, в Златоуст, откуда виден горный хребет Таганай, на реку Ай. «Ай на башкирском означает Луна, — говорит Колесникова. — Таганай — подставка для Луны, а река — лунная». Туристы также побывают на озере Зюраткуль, где археологи раскапывают геоглиф «Лось» — огромную фигуру лося, выложенную каменными глыбами. Пару лет назад геоглиф был обнаружен с помощью космических спутников и стал сенсацией. «Это рисунок, подобный знаменитым рисункам Наска в Южной Америке», — говорит Колесникова. Археологи подозревают, что «Лось» был сделан 4–8 тысяч лет назад.

Путь в Чебаркуль идет через Челябинск — промышленный центр и один из десяти самых крупных городов-миллионников России. Несмотря на это, туристам придется приложить немало усилий, чтобы найти хоть что-нибудь, говорящее о метеорите. Мелкие осколки метеорита в качестве сувениров местные жители продают в интернете по цене до пяти тысяч рублей. Подлинность не гарантируется, и есть шанс, что вместо метеорита попадется подкопченный гравий. Хотя окрестные поля изъезжены вдоль и поперек: местные жители приложили немало усилий для сбора небесных камней.

Официально метеориты можно купить в галерее «Каменный пояс» на местном «арбате» — улице Кирова — за 800–1600 рублей. Продавцы разрешают фотографировать витрину и клянутся, что камни подлинные.

Сувенирная продукция не отличается разнообразием. Однотипные магниты, а также знаменитые «красные труселя» с надписями типа «Дал метеориту в морду» не вызывают желания их приобрести. Продавец более или менее оригинальных магнитов, вставленных в рамку с блестками, запретила их фотографировать, опасаясь, что ее идею украдут. При этом ее не смущает, что конкуренты могут купить продукцию всего лишь за 100 рублей.

«Что у нас космического? Магниты, труселя, да ароматы для автомобилей с запахом метеора», — говорят челябинцы и добавляют, что метеорит уже всем надоел и никому не интересен: стекла вставлены в рамы, порезы зажили, а наплыв непрошеных туристов им не нужен.

Космический автопарфюм, пожалуй, самый уникальный продукт, связанный с метеоритом. Выпускает его компания из соседнего с Чебаркулем города Миасс. Говорят, что идея принадлежит мэру Чебаркуля, но предприниматели уверяют, что это была совместная деятельность. Компания «Мастерская необычных решений» специализируется на удивительных товарах для автомобилей. Так, космический автопарфюм соседствует с православным ароматом и запахами знаков Зодиака. Гендиректор мастерской Сергей Андреев говорит, что он встречался с Орловым, который передал ему найденные на льду озера обломки метеорита. Исследователи выявили шесть составляющих, из которых три известны человеческому носу — запахи камня, металла и озона. «Нас консультировали парфюмеры из Франции и Санкт-Петербурга.

Были составлены две композиции — «Аромат челябинского метеорита» и «Аромат чебаркульского метеорита». Первый — это аромат процесса, там доминирует запах озона, а второй — аромат результата, там больше запаха камня и металла», — объясняет Андреев.

Он говорит, что аромат пользуется спросом, однако объемы продаж не назвал.

Особо дотошные туристы – такими оказались китайцы – могут найти космические валенки. Войлок разрисовывает, украшает вышивкой и продает предприниматель Роман Тарасенко. «15 февраля к нам обратился клиент. Он захотел валенки с символикой метеорита, чтобы в них отправиться на поиски обломков. Нашел уже на следующий день», — рассказывает Тарасенко. Рисунок пылающего болида был сделан на войлоке акриловыми красками. Три пары таких валенок даже уехали в Китай — туристы хотели увезти с Урала что-нибудь особенное. Сейчас астероидные валенки продаются по пять с половиной тысяч рублей.

Эстафету подхватила местная обувная фабрика «Юничел», там назвали новый фасон сапог «METEORIT». «Новая линейка обуви утверждается руководством фабрики раз в полгода, и очередное собрание пришлось как раз в день падения метеорита, поэтому над его названием долго размышлять не пришлось», — пояснила представитель фабрики Екатерина Железнякова. Это будут сапожки для школьниц на массивной многослойной подошве с особым рисунком протектора. Однако в продажу они поступят лишь весной следующего года.

Остальные предприниматели, которые все-таки решили включить в свой бизнес космическую тематику, предпочитают не афишировать это, словно стыдясь желания заработать на метеорите.

Редкий житель города знает о том, что с весны в центральной части города открыта столовая «Метеорит».

«Мы не рассчитываем на туристов, нам хотя бы накормить офисных сотрудников», — говорит владелец заведения Василий Турковский. Столовая расположена рядом с офисной высоткой на перекрестке Комсомольского и Свердловского проспектов. В феврале рабочие красили потолки в помещении, а владелец придумывал звучное название. «Хотели назвать «У Даши» (у нас шеф-повар Дарья), но тут упал метеорит, и название тут же придумалось», — говорит Турковский. У него возникли проблемы при регистрации названия: как оказалось, такое название уже зарегистрировали предприниматели из Екатеринбурга, обозначив свой вид деятельности как ресторанный и гостиничный бизнес. Пришлось менять начертание логотипа, чтобы получить на него права. Каким образом было изменено слово, предприниматель попросил не писать: вдруг кто-нибудь еще так же сделает и перехватит идею. Внутри столовой на стенах висят большие фотографии метеоритного следа. Их сделал фотограф Марат Ахметвалеев. Он в тот день находился на берегу замерзшей реки, снимал восход солнца. «Мы связались с фотографом — он разрешил взять его карточки из интернета», — говорит владелец столовой. Название пока что не приносит особой популярности: столовая скрывается за деревьями. Но в ближайшее время в городе появятся рекламные баннеры, обещает Турковский.

«Мы не рекламируем свои «космические» предложения, но обойти явление вниманием не могли», — говорит, в свою очередь, Артем Котов, управляющий ресторана «Променад». После 15 февраля в меню появились коктейль «Метеорит» и десерт «Армагеддон». «Рецепт уже был, мы только добавили лед, который символизирует астероид, — рассказывает бармен Станислав Евстафьев. Перед ним стоит бокал с сужающимся горлышком, в котором лежит большой ледяной шар с веточкой тимьяна. «Он больше по размеру, чем горловина бокала, — поясняет бармен. — А как он туда попал — секрет». В коктейль входит красный портвейн с биттерами, апельсиновый и миндальный ликеры. Десерт «Армагеддон» — это ягоды в роме, залитые взбитыми белками, которые затем запекаются. Лучше брать на двоих, предупреждают официанты: в одиночку с «Армагеддоном» не справиться.

После вопроса, почему челябинцы не могут наладить метеоритный бизнес, предприниматели сетуют на инертность региона.

«Вот екатеринбуржцы сразу бы что-нибудь сделали», — говорят жители Южного Урала о своих более предприимчивых соседях. Малый бизнес еще боится начать что-то новое, не знает, как раскрутить его, а для крупного бизнеса метеорит — не повод создавать отдельный продукт. «Неудивительно, что событие у нас не никак не обыгрывается. У нас серьезные люди: они чувствуют, что если представлять метеорит как некую челябинскую матрешку-балалайку, то можно переступить через границу этичности, — говорит Артем Котов. — Все-таки это был не салют на 9 мая, а взрыв, много людей пострадало, городу был причинен большой ущерб. На трагедии зарабатывать неэтично».

Заняться космическим имиджем региона могло бы правительство области, но ему последние месяцы было не до метеорита: во властных кругах готовились к перестановке.

В области вводится новая схема управления: губернатор берет на себя политические вопросы, а коммунальные и хозяйственные дела отдает правительству. Перед майскими праздниками своих постов лишились сразу два вице-губернатора. Ожидается, что после длинных выходных будет уточнена судьба областных министров, пояснил источник, близкий к властным структурам. «Конечно, при таких перестановках о метеорите никто не вспомнит, да и бюджет на 2013 год давно расписан — для метеорита там нет места», — поясняет собеседник.

В ожидании окончания перестановок комитет молодежной политики области объявил конкурс среди жителей на идею увековечивания космического явления. «Пришло более 800 писем, были письма из Израиля, из Москвы, Калининграда, уральских и сибирских городов, с Дальнего Востока и, конечно, из разных уголков нашей области, — говорит начальник управления Антон Бахаев. — Идеи очень разные. Многие предлагают поставить стелу, присылают макеты, некоторые даже сделали технические и экономические расчеты. Кто-то просто присылает картины, стихи. Есть сценарии для фильма. Мне лично нравится идея экстрим-парка для молодежи, где бы были площадки для роллеров, скейтеров». Среди десятка писем, просмотренных наугад, только одно содержало бизнес-предложение — «метеоритные булочки», в остальных люди предлагали величественные монументы, музеи, фестивали и научные конференции. 20 мая будут названы десять финалистов, а к 24 июня с помощью интернет-голосования будут выбраны пять интересных предложений. Финальный отбор покажет победителя, который получит 100 тысяч рублей за идею.

В областном министерстве культуры надеются, что это будет стела на берегу озера. «Там нужен какой-то якорь, чтобы подойти, сделать фотографию, — тогда туристы останутся довольны, — говорит директор Центра развития туризма Борменкова. — Челябинску очень повезло. Вот Тунгусский метеорит упал в тайге — до него не добраться. А у нас тут все рядом».