Выступая в четверг перед участниками совещания по развитию образования в Санкт-Петербурге, президент Дмитрий Медведев сделал неожиданное заявление по поводу возможного введения конкурсного отбора среди директоров школ. «От личности директора очень многое зависит. Желательно, конечно, чтобы директоров выбирали на конкурсной основе», — цитирует Медведева ИТАР-ТАСС. После этого глава государства высказался за ограничение срока пребывания в директорской должности. «Также, на мой взгляд, неплохо, чтобы были ограничения сроков трудового контракта, условия расторжения трудового контракта. Не потому, что мы не уважаем директоров учебных заведений, а просто потому, что должны быть какие-то критерии оценки работы», — добавил Медведев.
Представители школьной общественности восприняли идею конкурса в целом положительно (хотя и с оговорками), по поводу ограничений сроков пребывания в директорском кресле мнения разошлись.
«Я думаю, что это предложение разумное, но все зависит от процедуры самого конкурса: кто и по каким критериям будет выбирать. Что касается ограничений сроков, то это тоже неплохо. Срок руководства должен быть в районе пяти лет, это позволит прийти новым людям», — считает главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков.
По мнению директора ЦО № 975 Москвы Александра Пименова, ограничение сроков — это неверный шаг. «Чтобы построить свою авторскую школу, надо не менее десяти лет. А если назначать директора, как обычного менеджера-управленца по контракту, то тогда у нас не будет ни Макаренко, ни Ямбургов», — уверен он.
При этом, считает он, квалифицированных директоров школ сейчас можно пересчитать по пальцам, поэтому проводить конкурсный отбор и выбирать будет просто не из кого.
«Сейчас качественных руководящих кадров просто нет. По-настоящему директоров школ готовят только два учебных заведения в стране — Высшая школа экономики и Московская высшая школа социальных и экономических наук. И если в Москве ситуация с профессиональным уровнем достаточно благополучная, потому что хорошие зарплаты и у руководителей есть стимул для роста, то в провинции это целая проблема. Там просто не из кого выбирать», — говорит Пименов.
Учителя школ тоже считают, что хороший директор в наши дни — это большая редкость.
«Я не очень понимаю: у нас что, существует корпус людей, из которых можно выбирать директоров? В стране вообще кризис с управленческими кадрами везде, не только в образовании. А найти людей, которые не только всеядные менеджеры, а еще и разбираются в образовательном процессе, очень сложно», — рассказал «Газете.Ru» учитель русского языка и литературы, член Общественной палаты Сергей Волков.
Сейчас назначения и увольнения директоров школ — это прерогатива учредителя. В случае с государственными школами учредителем является департамент образования. Согласно ст. 278 п. 2 ТК РФ, приказом департамента директор школы может быть уволен в любое время без объяснения причин, и данное увольнение, согласно закону, не может быть обжаловано в суде. В подобной авторитарности, по мнению экспертов, есть ряд негативных моментов.
«Сейчас директоров школ назначают по-разному, учредитель что хочет, то и делает. Очень часто директором становится человек, не имеющий отношения к школе. Иногда это результат развития карьеры, либо просто департамент ставит человека, с которым есть отработанная схема взаимодействия», — отмечает Ушаков.
Перспектива мгновенного увольнения без объяснения причин, по мнению заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, ставит директоров в зависимость от воли чиновников.
«Директор зависит от формализованных критериев и от мнения чиновников, а вовсе не от мнения тех, для кого он должен работать, — школьников и их родителей. Это нужно менять», — считает он.
Однако не исключено, что дело дальше предложений не пойдет. «Сама идея выборности звучит либерально, и если все это было сказано для ощущения создания демократических процессов в нашей стране, то это логичный шаг», — считает Волков.