Во вторник делегация Московского патриархата покинула заседание смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу, которое проходит в итальянском городе Равенна. Свою работу комиссия начала в субботу, в ее состав вошли представитель Русской православной церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион и секретарь отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям Игорь Выжанов.
Как сообщает официальный сайт РПЦ, по прибытии в Равенну православные делегаты обнаружили, что в состав комиссии включены представители Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ), созданной в 1996 году «Константинопольским патриархатом на канонической территории Московского».
Вскоре выяснилось, что «эстонцев» пригласил сопредседатель комиссии митрополит Пергамский Иоанн (Константинопольский патриархат) в одностороннем порядке.
На следующий день утром на заседании православных членов комиссии епископ Иларион заявил протест и напомнил, что Московский патриархат не признает ЭАПЦ.
Поэтому, если ее представители не покинут заседание, это будут вынуждены сделать делегаты РПЦ.
Переговоры между епископом Иларионом и митрополитом Иоанном ни к чему не привели. После этого епископ выступил на пленарном заседании комиссии. В своем выступлении он подчеркнул, что Московский патриархат придает большое значение развитию богословского диалога с Римско-католической церковью.
Вместе с тем, заметил он, совместное участие делегатов РПЦ и ЭАПЦ в официальном заседании подразумевало бы признание Московским патриархатом каноничности этой церковной структуры.
«Ни в Балтиморе в 2000 году, ни в Белграде в 2006 году делегатов от этой церковной структуры не было, и мне непонятно, чем вызвано решение Константинопольского патриархата включить их в состав православных членов комиссии для настоящей встречи», — подчеркнул епископ. (Комиссия, которая занимается разрешением богословских вопросов, была создана в 1980-е годы. Ее работа, прерванная в 2000 году после заседания в Балтиморе, возобновилась в прошлом году в Белграде.)
По словам епископа, делегаты Московского патриархата возобновят свое участие в работе комиссии, как только Константинопольский патриархат изменит свою позицию.
Как известно, на родине предстоятеля РПЦ Алексия II (патриарх родился в Таллине и долгие годы возглавлял местную епархию) существуют две параллельные православные структуры: Эстонская православная церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ).
До Второй мировой войны в Эстонии существовала единая Эстонская апостольско-православная Церковь, получившая автономию в 1935 году. В 1993 году автономный статус (под юрисдикцией МП) Эстонской православной церкви был официально подтвержден патриархом Алексием II. Однако часть приходов к этому времени откололась от Московского патриархата и перешла под юрисдикцию Константинопольского, получив официальную регистрацию под названием Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ).
А ЭПЦ МП эстонские власти отказывались регистрировать вплоть до 2002 года, считая, что ЭАПЦ стала официальной правопреемницей довоенной церковной структуры. Тогда же судебным решением ей было передано все церковное имущество. Раскол в Эстонской православной церкви был поддержан константинопольским патриархом, который выступил по радио с призывом к скорейшему возрождению Эстонской автономной православной церкви, отошедшей от Московского патриархата. В ноябре 2000 года патриарх Константинопольский Варфоломей I даже посетил Эстонию.
Представительство Московского патриархата, со своей стороны, также претендовало на статус правопреемника, соответствующее решение было принято на Архиерейском соборе ЭПЦ МП в 2000 году. В свою очередь, синод ЭАПЦ весной 2000 года постановил, что наименования Эстонская апостольская православная церковь и Эстонская православная церковь есть одно и то же. И заявил, что регистрация православных церквей под столь схожими названиями вызовет путаницу. ЭПЦ МП власти Эстонии предлагали регистрироваться в качестве новообразованной церкви.
В 2003 году, через год после все же состоявшейся регистрации церкви, глава РПЦ посетил родину. После этого позиции Московского патриархата в Эстонии несколько укрепились.
Отношения Московского и Константинопольского патриархатов давно далеки от радужных. Нередко последний поддерживает так называемые неканонические самостоятельные церковные объединения, отколовшиеся от Московского патриархата, и берет их под свою опеку.
Помимо Эстонии пример тому — возникновение самопровозглашенного Киевского патриархата Украинской православной церкви (УПЦ КП), возглавляемого митрополитом Филаретом (Денисенко), который вывел в 1992 году из подчинения Московского патриархата значительную часть украинских приходов. «Раскольника» поддержал Варфоломей I.