Американские генетики придумали, как сделать, чтобы комары никогда не взрослели

Новое открытие генетиков из Калифорнийского университета в Риверсайде может превратить комаров вида Aedes aegypti из переносчиков многих опасных болезней, в том числе желтой лихорадки, лихорадки денге, чикунгуньи и вируса Зика, в никогда не взрослеющих особей, лишенных возможности размножаться. Статья об этом опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В 2018 году энтомолог Наоки Яманака, один из авторов упомянутой статьи, обнаружил, что, вопреки общепринятому мнению, важному стероидному «ювенильному» гормону, обеспечивающему взросление насекомых, обязательно требуются транспортные белки для входа или выхода из клеток плодовой мушки. Этот гормон экдизон получил наименование «гормона линьки». Без него мухи никогда не созреют и не размножатся, поскольку не смогут пройти личиночную и куколочную стадии своего развития. До этого открытия в учебниках говорилось, что экдизон свободно проходит через клеточные мембраны. «Теперь мы знаем, что это не так», — говорит Яманака. Далее выяснилось, что каждому виду насекомых требуется экдизон в определенные моменты его развития от яйца до взрослой особи, способной производить потомство. И каждое насекомое, которое тестировал Яманака, также обладает неким переносчиком экдизона, обнаруженного в 2018 году, плюс еще несколькими белками такого типа, найденными впоследствии.

Теперь оказалось, что у комаров тоже есть подобное — но только три из четырех транспортных белков, которыми обладают плодовые мушки. У комаров каким-то загадочным образом отсутствует самый важный, первичный переносчик экдизона. Это открытие позволяет создать инсектицид, специфичный для комаров вида Aedes aegypti, не наносящий вреда полезным пчелам или другим опылителям. «Мы можем разработать химические вещества, которые блокируют функции этих переносчиков экдизона, но не влияют на исходный переносчик, который так важен для других насекомых, — утверждает Яманака. — Вероятность нецелевых эффектов будет низкой».

Связанное с этим исследование Калифорнийского университета в Риверсайде, проводимое под руководством клеточного биолога Сатико Хага-Яманака, пытается отыскать аналогичный механизм транспортировки гормонов у людей. «В учебниках говорится, что стероидные гормоны свободно транспортируются в клетки человека и из них, но, основываясь на наших исследованиях насекомых, мы сомневаемся, что это так», — поясняет Яманака. Возможно, это когда-нибудь позволит фармацевтам разработать снадобья для вечной молодости. Также ведутся исследования переносчиков экдизона у других животных.