Ученые выяснили, каким образом газообразные вещества в организме влияют на психику и поведение человека

Профессор биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Олескин и его коллега из ФБУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского» профессор Борис Шендеров опубликовали статью, посвященную обзору газотрансмиттеров (газообразных нейромедиаторов) микробного происхождения и их значению в организме человека. Результаты исследований были опубликованы в журнале Microbial Ecology in Health and Disease.

«Наш мозг не может работать без нейромедиаторов — веществ, передающих импульс от одной нервной клетки к другой. Один из классов нейромедиаторов — газообразные вещества (газотрансмиттеры). Оказывается, наш мозг использует такие газы, как сероводород, аммиак и даже угарный газ, для переноса информации между клетками, — рассказывает Александр Олескин. — Населяющие наш организм (особенно кишечник) микробы также образуют газотрансмиттеры, которые влияют на наш мозг, психику и поведение».

Газотрансмиттеры представляют собой газообразные вещества, образующиеся в различных органах и тканях. Само название «газотрансмиттеры» напоминает о термине «нейротрансмиттеры». Это вещества, которые служат передаче импульсов между нервными клетками, в том числе в головном мозге, где с помощью специальных ферментов генерируются такие газотрансмиттеры, как NO, CO, H2S.

В статье-обзоре приводится обширный анализ данных, касающихся механизмов действия газообразных веществ микробного происхождения (среди них окись азота NO, окись углерода CO, сероводород Н2S, метан CH4, водород H2, аммиак NH3 и др.) с точки зрения регуляции поведения человека, его нейрофизиологических и психических расстройств. Вышеупомянутые газы являются одними из самых маленьких биологически активных молекул, которые выполняют функции жизнеобеспечения как многоклеточных организмов, так и бактерий. Они ведут себя как посредники и регуляторы в межклеточном взаимодействии в организме млекопитающих.

Важно, что вещества, выполняющие роль газотрансмиттеров, синтезируются в ЖКТ как клетками организма-хозяина, так и населяющими ЖКТ разнообразными микроорганизмами, среди них Archaea, Bacteroides, Bifidobacterium, Butyrivibrio, Clostridium, Collinsella, Coprococcus, Desulfovibrio, Eubacterium, Lactobacillus, Prevotella, Propionibacterium, Roseburia и др.

Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) взрослого человека содержит около 20 мл различных газообразных продуктов, причем в день производится от 400 до 1200 мл. Азот, кислород, водород, метан, диоксид углерода и сероводород составляют 20–90%, 3,9–10%, 20,9–50%, 7,2–10%, 9–30% и 0,00028% от общего объема соответственно. Их количество варьируется в значительной степени в зависимости от диеты, соблюдаемой человеком. Газообразные продукты образуются в результате деятельности различных эукариотических (клеток организма человека) и прокариотических (бактериальных) клеток путем ферментативных или неферментативных процессов, а также могут захватываться вместе с воздухом и пищей. Большинство молекул газа удаляются из кишечника: они поглощаются и переносятся кровотоком, а в дальнейшем выводятся из организма через дыхательную систему.

1C Game Studios и театр Ермоловой объявили о работе над проектом «Война Миров: Сибирь»