Выбился и застрял: на орбите Марса найден близнец Луны

На орбите Марса обнаружен астероид-«родственник» Луны

На орбите Марса найден странный астероид, чьим ближайшим по химическому составу «родственником» может быть Луна. Ученые считают, что миллиарды лет назад он и спутник Земли могли родиться в результате мощного удара.

Планету Марс преследует необычный астероид, который на поверку может оказаться давно потерянным «близнецом» Луны. К такому выводу пришли астрономы из Арманской обсерватории в Северной Ирландии.

Они предположили, что астероид может представлять собой древний обломок, оставшийся после катастрофических столкновений, сформировавших Луну, а, возможно, и планеты земной группы на заре существования Солнечной системы.

Он относится к так называемым троянским астероидам, которые неотрывно следуют за планетой вокруг Солнца и находятся в так называемых точках Лагранжа L4 и L5 – своеобразных гравитационных ловушках, одна из которых опережает планету на 60 градусов, другая — отстает от нее.

Троянские астероиды не редкость в Солнечной системе, впервые они были обнаружены у Юпитера, есть такие «спутники» у Марса, Нептуна, Земли и даже у Венеры.

Единственный троянский астероид Земли, 2010 TK7, был обнаружен десять лет назад с помощью космического телескопа WISE, однако компьютерное моделирование показало, что этот астероид залетный — он прибыл из Пояса астероидов и оказался захвачен силами гравитации.

Подобные астероиды представляют большой интерес для астрономов, поскольку являются своеобразной кладовой древнего вещества, оставшегося с ранних этапов формирования Солнечной системы.

На 2020 год в ней известен 7681 троянский астероид, из которых 7642 — на орбите Юпитера. Группа ученых из Италии, Болгарии и США под руководством астрономов из Северной Ирландии занялась изучением троянских астероидов Марса, чтобы понять особенности происхождения внутренних планет Солнечной системы и Земли в частности.

Изучить состав марсианских троянцев помог спектрограф X-SHOOTER, установленный на 8-метровом телескопе VLT Европейской южной обсерватории в Чили.

Сравнивая спектры различных астероидов с другими телами Солнечной системы с известным составом, ученые хотели понять, сравнимы ли отдельные астероиды по составу с планетами земной группы или же они ближе к внешним планетам.

Одним из изученных троянцев оказался астероид (101429) 1998 VF31, открытый еще в 1998 году. Прошлые наблюдения указывали на его химическое сходство с обыкновенными хондритами — наиболее распространенными метеоритами, падающими на Землю.

Однако возможности крупного телескопа позволили дать более четкую классификацию астероиду. Ученые поняли, что в действительности по химсоставу (101429) 1998 VF31 не схож ни с одним известным типом метеоритов и астероидов.

К удивлению астрономов оказалось, что внутренне астероид наиболее схож с ближайшим к нам крупным космическим телом — Луной.

«Многие спектры, которые мы получаем у астероидов, не слишком отличаются от лунных, но при детальном рассмотрении видны значимые отличия, например — форма и глубина линий поглощения на длине 1 и 2 микрона. Спектр отдельно этого астероида в точности соответствует областям Луны с обнаженной породой, таким как внутренности кратеров или горы», — пояснил Галин Борисов, соавтор исследования.

Откуда же взялся необычный астероид? По одной из версий, 101429 схож с большинством астероидов-хондритов, а необычные спектральные особенности он приобрел благодаря долгому воздействию на поверхность солнечной радиации, так называемому космическому выветриванию.

По другой версии, астероид действительно мог иметь общее с Луной происхождение.

«Ранняя Солнечная система сильно отличалась от того места, каким она видится нам сегодня. Пространство между только что сформировавшимися планетами было полно обломков, где постоянно случались столкновения, — пояснил Апостолос Кристу, автор исследования, опубликованного в журнале Icarus. — Крупные астероиды, — мы называем их планетезималями — постоянно били по Луне и по другим планетам. Осколок такого соударения мог достичь орбиты Марса, когда планета еще только формировалась, и застрять внутри облака троянцев».

Еще одна, наиболее правдоподобная версия предполагает, что астероид имеет отношение к самому Марсу. «Форма спектра 101429 говорит нам о том, что он богат пироксеном — минералом, который обнаруживают во внешних слоях тел размером с планеты. Марс, как Луна и Земля, подвергались множеству ударов, один из них создал Северный Полярный бассейн (Basin Borealis), кратер размером с саму планету. Такой колоссальный удар мог запросто выкинуть 101429 в точку Лагранжа L5», — считает Кристу.