Дальше, моложе, быстрее

Подборка космических рекордов, установленных за 60 лет

50 лет назад космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в безвоздушное пространство. «Газета.Ru» вспоминает, кто в космической гонке был дальше, быстрее и упорнее всех.

50 лет назад советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытое космическое пространство: 18 марта 1965 года он совместно с космонавтом П.И. Беляевым совершил полет в космос на космическом корабле «Восход-2» в качестве второго пилота. Впервые в мире Леонов вышел в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до 5 м, проведя в открытом космосе 12 минут. На госкомиссии после полета прозвучал самый короткий в истории космонавтики доклад: «В открытом космосе жить и работать можно».

Рекорды первых лет освоения космоса проложили путь к новым свершениям и открытиям, позволив человечеству шагнуть далеко за пределы Земли и человеческих возможностей.

Старейший человек в космосе
Старейшим человеком, побывавшим на орбите, является американский сенатор Джонн Гленн, слетавший на борту шаттла Discovery в космос в 1998 году. Гленн был в так называемой первой семерке американских астронавтов, он был первым американским астронавтом, совершившим орбитальный космический полет 20 февраля 1962 года. Поэтому Гленну принадлежит рекорд и самого длительного периода между двумя космическими полетами.

Самый молодой космонавт
Космонавту Герману Титову было 25 полных лет, когда он отправился в космос на корабле «Восток-2» 9 августа 1961 года. Он стал вторым человеком, облетевшим Землю, выполнив 17 витков вокруг планеты в течение 25-часового полета. Титов также стал первым человеком, который поспал в космосе, и первым, испытавшим космическую болезнь (снижение аппетита, головокружение, головная боль).

Самый долгий космический полет
Российскому космонавту Валерию Полякову принадлежит рекорд самого длительного пребывания в космосе. С 1994 по 1995 год он провел на станции «Мир» 438 суток. Ему же принадлежит рекорд самого длительного одиночного пребывания в космосе.

Самый короткий полет
5 мая 1961 года Алан Шеппард стал первым американцем, покинувшим пределы Земли в ходе суборбитального космического полета. Ему же принадлежит рекорд самого короткого полета в космос, который длился всего 15 минут. В течение этой четверти часа он залетел на высоту 185 км. Он приводнился в Атлантическом океане в 486 км от места запуска. В 1971 году Шеппард побывал на Луне, где 47-летний астронавт стал старейшим человеком, ступившим на поверхность спутника Земли.

Самый далекий полет
Рекорд максимального удаления астронавтов от Земли был установлен командой «Аполлон-13», которая в апреле 1970 года пролетела над невидимой стороной Луны на высоте 254 км, оказавшись на рекордном расстоянии 400 171 км от Земли.

Дольше всех в космосе
Дольше всех в космосе провел космонавт Сергей Крикалев, который в ходе шести полетов провел в космосе более 803 дней. Среди женщин этот рекорд принадлежит Пегги Уитсон, которая провела на орбите более 376 суток.

Крикалеву же принадлежит еще один, неофициальный рекорд: последний человек, живший при СССР. В декабре 1991 года, когда исчез СССР, Сергей находился на борту станции «Мир», а в марте 1992-го он вернулся уже в Россию.

Наиболее долго обитаемый космический корабль
Этот рекорд, который увеличивается с каждым днем, принадлежит МКС. Станция стоимостью $100 млрд непрерывно обитаема начиная с ноября 2000 года.

Самая длительная миссия шаттла
Космический шаттл Columbia отправился в космос 19 ноября 1996 года. Изначально спуск был запланирован на 5 декабря, однако погодные условия задержали посадку корабля, который провел на орбите 17 дней 16 часов.

Дольше всех на Луне
Дольше других астронавтов на Луне находились Харрисон Шмитт и Юджин Сернан — 75 часов. В ходе высадки они совершили три длительные прогулки общей продолжительностью более 22 часов. Это был последний на сегодняшний день полет людей на Луну и за пределы околоземной орбиты.

Самый быстрый полет
Самыми быстрыми людьми на Земле и за ее пределами стали члены миссии «Аполлон-10» — последнего подготовительного полета перед высадкой на Луну. Возвращаясь на Землю 26 мая 1969 года, их корабль достиг скорости 39 897 км/ч.

Наибольшее число полетов
Чаще всех в космос летали американцы: Фраанклин Чанг-Диас и Джерри Росс слетали в космос по семь раз в составе экипажей космических шаттлов.

Максимальное число выходов в открытый космос
Космонавт Анатолий Соловьев в течение пяти космических полетов в 80–90-е годы совершил 16 выходов за пределы станции, проведя 82 часа в открытом космосе.

Самый длительный выход в космос
11 марта 2001 года астронавты Джим Восс и Сьюзан Хелмс провели почти девять часов за пределами шаттла Discovery и МКС, готовя станцию к прилету нового модуля. До сегодняшнего дня та космическая прогулка остается самой длительной в истории.

Самая представительная компания в космосе
13 человек единовременно собрались в космосе в июле 2009 года, когда челнок Endeavour причалил к МКС, где находилось шесть космонавтов. Эта встреча стала самой массовым пребыванием в космосе людей единовременно.

Самый дорогой космический корабль
Международную космическую станцию начали собирать в 1998 году, а завершена она была в 2012-м. В 2011 году затраты на ее создание превысили $100 млрд. Станция стала самым дорогим одиночным техническим объектом из когда-либо построенных и самым большим космическим кораблем. В его строительстве принимали участие 15 стран, ее размеры на сегодняшний день составляют почти 110 м. Объем ее жилых помещений эквивалентен объему салона пассажирского «Боинга-747».