Откуда растет панцирь

Мировое научное сообщество не может сойтись во мнении о том, что собой представляет черепаший панцирь

Существует лишь две теории, объясняющие, что представляет собой и как образуется черепаший панцирь. Однако примирить представителей американской и японской школ смогут только палеонтологи, которым необходимо проследить эволюцию черепах и их предков.

Во многих вопросах, касающихся изучения рептилий, давным давно поставлена точка: палеонтологи откопали всевозможных динозавров, а крокодилы и броненосцы изучены вдоль и поперек. Тем не менее остается и множество дискуссионных тем и вопросов: так,

недавно «Газета.Ru» писала о том, что американские ученые опубликовали в журнале Current Biology исследование, призванное не только пролить свет на общего предка всех черепах, но и на происхождение панциря.

Эта публикация вызвала оживленное обсуждение среди биологов, и на поверхность вновь всплыл бывший камнем преткновения на протяжении многих лет вопрос происхождения черепашьего панциря. В свете возобновившейся дискуссии авторитетный научный журнал Science выпустил статью, в которой обозреваются наиболее популярные теории о происхождении панциря.

Прежде чем перейти к их описанию, необходимо сделать определенные уточнения:

если имеющаяся у таких рептилий, как крокодил, роговая броня представляет собой «экзосклет», который состоит из костяных пластин, то в случае с черепахами все совершенно иначе. Их панцирь сросся с грудной клеткой и позвоночником и поэтому фактически является частью внутреннего скелета. Главную загадку представляет вопрос о том, как развивается и появляется панцирь у эмбриона черепахи.

К ответу на него вплотную подошли два коллектива ученых, каждый из которых имеет в арсенале собственную теорию, объясняющую происходящие процессы. Самая старая и популярная теория создана в стенах американского Суортморского колледжа профессором Скоттом Гилбертом, первым в мире специалистом по сравнительной эмбриологии черепах. Она гласит, что

панцирь образуется из смежных ребрам ячеек кожи (остеодерм), которые в процессе роста и взросления эмбриона костенели под действием костного морфогенетического белка и тем самым образовывали каркас панциря.

Тем не менее японские биологи из Центра биологии развития RIKEN под руководством профессора Шигеру Куратани изначально не были согласны с таким предположением, а посему выдвинули иное, предварительно проведя тщательно исследование, в котором были

задействованы родственные рептилиям курицы, аллигаторы, а также довольно своеобразные во многих отношениях мягкопанцирные черепахи (Pelodiscus sinensis).

По мнению ученых, панцирь представляет собой отростки ребер. Согласно их наблюдениям, стенка тела черепашьего эмбриона сворачивается внутрь, то есть фактически вся его мускулатура следует за ребрами. В итоге получалось, что ребра фактически формировали каркас панциря, который затем заполнялся кожей со стенок эмбриона, — так и образовывался мягкий панцирь.

На прошедшем в мае этого года в Барселоне Международном конгрессе по морфологии позвоночных представители этих двух направлений попытались прийти к консенсусу. И им фактически удалось это сделать: после упорных дебатов ученые сошлись во мнении, что у разных видов черепах панцирь образуется по-разному. По словам организаторов конгресса, подобное вполне можно охарактеризовать как «огромный шаг вперед, с оговоркой на то, что было раньше».

На самом деле

окончательный ответ на волнующий ученых вопрос может дать только дальнейшее исследование в палеонтологическом ключе:

лишь полностью проследив за цепочкой существ, от которых произошли черепахи или их отдельные виды, можно будет сказать, как и почему образуется панцирь. На данный момент принято считать, что предок черепах — пермский эунатозавр (Eunotosaurus africanus) — вырастил свой панцирь при помощи Т-образных ребер и впоследствии окаменевших фрагментов кожи перихондрального костного кольца. Однако жило это существо 260 млн лет назад и это притом, что полной эволюционной цепочки по-прежнему нет. И, если палеонтологи не постараются, сомнительные консенсусы сторонников различных теорий лишь продолжат множиться.