Кого слушает президент

Майя были самоучками

Культура майя претендует на самобытность — к такому выводу пришли японские ученые

Владимир Корягин 26.04.2013, 12:24
Science

Цивилизация ольмеков была не единственной из тех, кто оказал влияние на культуру майя. А майянская культура могла быть абсолютно самобытна, считают японские ученые, исследовавшие древний город Сейбаль.

Не так много времени прошло с тех пор, как американские ученые пролили свет на доселе неизвестные страницы истории доколумбовой Америки. Им удалось доказать существование государственности у сапотеков, также они признали их древнейшей цивилизацией в Мезоамерике — регионе, который простирается от Мексики от Гондураса. Не теряли даром время и их японские коллеги, изучавшие майянский город Сейбаль, который находится в Гватемале. Оказалось, что как и долина Оахака,

старинный мегаполис хранит немало секретов, представляющих интерес для науки.

Первоначально японские исследователи приехали в Сейбаль, надеясь узнать, какое влияние на майя оказали ольмеки — полулегендарная цивилизация, обитавшая на побережье Мексиканского залива. Прежде бытовала гипотеза о том, что вся культура так называемой «низменности майя» — региона, охватывающего юг Мексики, а также северные области Гватемалы, Белиза и Гондураса — являлась аллохтонной. Но теперь выяснилось, что майянская культура определенно может претендовать на звание самобытной.

С результатами исследования можно ознакомиться в последнем номере журнала Science.

В прошлом было принято считать, что к тому моменту, когда цивилизация майя только начинала становиться оседлой, все ее соседи уже давно распрощались с кочевым образом жизни и успели основать богатые и самобытные культуры. Происходило все это в период 1000-700 гг. до н. э. Поскольку майя были последними среди оседлых цивилизаций, ученые полагали, что вся их культура — архитектура, верования и политическая структура — являются непосредственным заимствованием у ольмеков, которые, как считалось, были к моменту основания крупнейших майянских мегаполисов довольно развитой цивилизацией.

Однако со временем стало понятно, что сама цивилизация ольмеков — явление довольно условное и неоднородное. Так, в одном из крупных ее центров — Сан-Лоренсо — не было ни насыпей, ни характерных для мезоамериканской архитектуры пирамид, в то время как в другом поселении — Ла-Венте — было немало монументальных зданий. Это, с одной стороны, окончательно подтвердило, что

вместо отдельной единой цивилизации существовало несколько племенных групп с зачатками государственности.

А с другой — позволило культуре майя претендовать на определенную долю самобытности.

Японские ученые направились в майянский город Сейбаль, потому что знали, что последняя экспедиция, стремившаяся доказать или опровергнуть гипотезу об ольмекском влиянии, побывала здесь лишь в середине прошлого века. Вооруженные новейшей техникой и лопатами, исследователи попытались выяснить, как развивалась архитектура майя, начиная с самого раннего периода. Они решили узнать, что находится в основании имеющихся в Сейбале зданий. Вскоре

выяснилось, что изначально никаких пирамид у майя и в помине не было.

Примерно в 1000 году до н. э. на месте одного из величественных многоярусных майянских храмов находилась плоская платформа высотой примерно в полметра. Всего же в ходе раскопок было обнаружено 11 уникальных архитектурных слоев. Это позволяет предположить, что культура строительства пирамид началась примерно в 700 году до н. э. При помощи радиоуглеродного анализа выяснилось, что слои разделены промежутками в 70-200 лет. Получается, что процесс формирования архитектурного стиля и имеющегося в Сейбеле ансамбля продолжался на протяжении трех веков, прежде чем обрел нынешний облик. Дальнейшее исследование показало, что другие здания города подвергались перестройке еще чаще.

Доктор Такеши Иномата, профессор Аризонского университета, один из участников исследования, объясняет «Газете.Ru»: «Споры о самобытности культуры майя ведутся давно. Теперь же мы с уверенностью можем сказать, что

либо майянская цивилизация абсолютно самобытна и уникальна, либо является плодом межкультурного обмена.

Однако ни в коем случае нельзя говорить, что все созданное в ее рамках заимствовано у ольмеков. Это большая ошибка!»

Механизмы культурного обмена в древней Мезоамерике до сих мало изучены, равно как и цивилизации, обитавшие на этих территориях за 2500 лет до прибытия Колумба. Сложно вообразить, что представляла собой культура майя в 1000 году до н. э., когда знаменитых пирамид еще не было даже в планах. Возможно, в будущем можно будет дать точный ответ, насколько самобытной была майянская цивилизация и как на нее повлияли соседи. До тех пор же остается лишь уповать на имеющиеся результаты исследований и апеллировать к отрывочным данным, не дающим выстроить историческую мозаику.