Меланому вылечили через раз

Перерывы в лечении позволили сделать противораковый препарат эффективнее в борьбе с меланомой

Предложен изящный подход для борьбы с одной из самых больших проблем современной медицины — возникновению устойчивости к лекарственным препаратам — в случае одного из самых опасных раков — меланомы. Причем повысить эффективность лекарства американским ученым удалось без его дополнительной модификации или увеличения дозировки.

В последнем номере журнала Nature группа исследователей из Швейцарии и США заявила об открытии, которое в принципе может существенно продлить жизнь пациентам, страдающим одной из форм меланомы — рака кожи — в ее последней, неоперабельной метастатической стадии.

В экспериментах на мышах они обнаружили, что для опухоли, клетки которой становятся устойчивыми к одному из противораковых препаратов, этот препарат работает намного эффективнее, если делать перерывы в лечении.

Меланома — самый агрессивный и смертельный из раков кожи, который поддается лечению, как правило, только на ранней стадии. Ежегодно от нее погибают около сорока тысяч человек.

Жизнь пациента с метастатической меланомой обычно измеряется месяцами.

Больше чем в половине случаев это заболевание связано с мутацией белкового гена BRAF. В августе 2011 года Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США одобрило к применению препарат Zelboraf (рабочее название — вемурафениб), который подавляет активность мутированного белка BRAF и в большинстве случаев приводит к сокращению опухолей.

Сообщество онкологов с большим воодушевлением восприняло появление этого препарата, но затем оказалось, что не все так просто: в большинстве случаев клетки сократившейся опухоли развивали в себе устойчивость к вемурафенибу и начинали размножаться, не обращая внимания на лекарство. Количество онкобелков BRAF при этом начинало стремительно расти. Тот же эффект возникновения лекарственной устойчивости к вемурафенибу был обнаружен в лабораторных опытах над мышами.

Пытаясь определить механизм этой устойчивости, исследователи из Калифорнийского университета Сан-Франциско и Института биомедицинских исследований компании «Новартис» пришли к выводу, что вдобавок к устойчивости клетки опухоли развивают еще и привыкание к препарату, становясь своего рода «вемурафенибными наркоманами». Вместо того чтобы препятствовать росту белков BRAF, вемурафениб начинал способствовать их появлению. И тогда совместно с коллегами из клиники Цюрихского университета

ученые разработали тактику «прерывистой» терапии, при которой мышам с лекарственно устойчивыми опухолями устраивали «каникулы», на время прекращая инъекции вемурафениба. И эта тактика оказалась эффективной.

Расписание было такое: месяц «кумулятивных» инъекций препарата, двухнедельный перерыв, затем все снова. Исследователи обнаружили, что прекращение инъекций вемурафениба вновь вызывало у таких мышей сокращение опухоли и продлевало жизнь подопытным грызунам. Если мыши из контрольной группы, для которых каникулы не делались, жили не больше ста дней от момента начала лечения, то мыши, получавшие «лекарственные каникулы», жили как минимум 200 дней.

Мартин Макмахон, заслуженный профессор биологии рака, возглавляющий команду из Калифорнийского университета, называет революционным лечение определенных видов меланомы с помощью вемурафениба. «Однако эффективность препарата, — говорит он, — оказалась недолговременной, поскольку его применение вызывало в опухолях лекарственную устойчивость к нему. Разработанный нами метод прерывистой терапии позволил пролонгировать его эффективность и существенно продлить жизни больным мышам».

Исследователи считают, что тот же подход может продлить действие препарата и для людей, но эту идею еще следует проверить в ходе будущих клинических испытаний.