Выросли на траве

Млекопитающие выросли после гибели динозавров

Масштабная работа, посвященная эволюции млекопитающих, наглядно показала, как вымирание динозавров 65 миллионов лет назад позволило мелким теплокровным резко увеличить свои размеры.

Центральной статьей нового номера журнала Science, вышедшего в пятницу, является работа международной группы ученых, посвященная изменению размеров тела млекопитающих. Работа, которую возглавила Фелиса Смит из Университета Нью-Мехико, основана на масштабном анализе музейных коллекций и данных об ископаемых.

В первые 140 миллионов лет своего существования млекопитающие имели небольшие размеры и весили от 3 граммов до 15 килограммов. Но после гибели динозавров, которая произошла около 65 миллионов лет назад и ознаменовала конец мелового периода, млекопитающие резко прибавили в размерах.

В итоге самое крупное млекопитающее, которое когда-либо существовало на Земле (на суше), весило до 17 тонн, а в высоту достигало пяти с половиной метров.

Таким гигантом был предок носорога Indricotherium transouralicum.

Объяснение, почему млекопитающие «пошли в гору» после гибели динозавров, интуитивно представляется довольно простым. Будучи малыми в размерах, млекопитающие не могли конкурировать с динозаврами в борьбе за пищу, так как были вынуждены от них прятаться.

«Но внезапно динозавры исчезли, и никто больше не ел растения в большом количестве. Это доступный источник пищи, и млекопитающие начали с него, поскольку энергетически эффективно быть травоядным, если ты обладаешь большими размерами», — говорит один из авторов работы Джессика Теодор, доцент отделения биологических наук Университета Калгари.

Теодор также обратила внимание на то, как быстро экосистема может адаптироваться к произошедшим в ней изменениям.

«Динозавры исчезли 65 миллионов лет назад, и в течение 25 миллионов лет система настроилась на новые максимумы размеров тела животных, — говорит ученый. — В геологическом смысле это довольно короткий промежуток времени. Это очень быстрая эволюция».

В работе приняли участие 20 исследователей из разных стран мира, и никто ранее не проводил столь масштабного исследования.

«Люди говорили об этом, но никто никогда не оценивал это количественно, математически, — заявила Теодор.

В своей работе ученые исследовали все основные группы млекопитающих, такие как Perissodactyla (предки непарнокопытных, как лошади и носороги), Proboscidea (животные с хоботами, как слоны, мамонты и мастодонты) и Xenarthra (как муравьеды и ленивцы).

Разные группы млекопитающих существовали на разных континентах, но все они показывали одну и ту же тенденцию эволюции роста млекопитающих.

Результаты дают понять, какие параметры влияют на размер млекопитающих. Ученые называют главными факторами климат и ограниченность пространства для существования.

Впрочем, есть и другие факторы, связанные со спецификой того или иного вида. Так, звери крупных размеров, как говорилось выше, были травоядными, поскольку это выгодно с энергетической точки зрения. Хищники же никогда не весили более 1 тонны, поскольку им было трудно оставаться незамеченными при таком размере.