На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!

Голод для памяти лучше, чем рыба

Умеренное голодание полезнее рыбьего жира в вопросах укрепления памяти – по крайней мере, для пенсионеров. Необычный эффект может быть связан с усилением чувствительности к инсулину или снижением воспаления в мозге и является очередным свидетельством благотворного действия ограниченности в потреблении калорий на здоровье пожилых людей.

Агнесса Флёэль и её коллеги из германского Мюнстерского университета случайным образом разделили полсотни мужчин и женщин в возрасте от 50 до 75 лет на три группы и попросили их соблюдать одну из трёх диет в течение трёх месяцев. За соблюдением диеты учёные не следили, понадеявшись на добропорядочность немецких подопытных.

Первой группе предложили кушать на 30% меньше, не меняя состав пищи, – грубо говоря, есть всё то же самое, но на треть меньше. Вторую группу попросили на 20% увеличить потребление «хороших» ненасыщенных жиров – например, таких, что встречаются в рыбе и оливковом масле. Третья группа была контрольной – в их диете ничего не менялось.

По прошествии трёх месяцев учёные протестировали пожилых людей на способность к запоминанию слов. По сравнению с контрольной группой значимо улучшилась кратковременная память лишь у голодавшей группы – в среднем вместо 10,5 слов они запоминали 12,5. При этом у отдельных представителей голодавшей группы память улучшилась почти в два раза – на 75%!

У тех пожилых немцев, кто ел много ненасыщенных жиров, никаких значимых изменений в работе памяти не наблюдалось. Впрочем, повышали ли они потребление этих жиров за счёт рыбы или за счёт оливкового масла (или вовсе не повышали), осталось на совести самих участников эксперимента. А вот для голодающей группы признаки соблюдения режима были налицо – пенсионеры потеряли в среднем по 2–3 кг.

По мнению авторов работы, результаты которой опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences, причиной улучшений может быть большая чувствительность к инсулину, уровень которого при уменьшении количества поступающих углеводов снижается. Ранее было показано, что большая чувствительность организма (в том числе, вероятно, и клеток мозга) к инсулину положительно сказывается на когнитивной функции.

У учёных есть даже косвенное доказательство связи инсулина с достижениями в тестировании кратковременной памяти – индивидуально, от одного члена голодающей группы к другому, изменения в уровне инсулина неплохо коррелировали со способностью запоминать слова: чем значительнее снизился уровень инсулина, тем значительнее улучшилась память.

Аналогичная отрицательная корреляция проявилась и при сравнении тестов на память с уровнем так называемого C-реактивного белка в плазме крови. Он повышается при воспалительных реакциях, которые неизменно должны отрицательно отзываться по всему организму – в том числе и в мозге.

В настоящее время Флёэль и коллеги намерены провести аналогичные исследования с большей выборкой, чтобы разобраться во влиянии таких факторов, как возраст, пол и исходные полнота и качество памяти, на благотворный эффект голодания.

Новости и материалы
Профессор экономики раскрыл, зачем покупать собственную квартиру
Спасатели эвакуировали с горы Эльбрус 61-летнего туриста
Дело бывшего гендиректора «Торпедо» о подкупе арбитров передали в суд
Латвия обвинила Россию в падении БПЛА на нефтебазу
Чемезов рассказал о высокой скорострельности РСЗО «Сарма»
Google выпустила браслет для спортсменов без экрана и с платной подпиской
Мигранту, забившему пятимесячную дочь за плач в Подмосковье, запросили 23 года
Стало известно, какой срок грозит экс-гендиректору «Торпедо» за подкуп судей
В Москве прорвало трубу с горячей водой
Суд отправил под домашний арест байкера, сбившего звезду клипа «Девочка-война»
Россиянам рассказали о снижении цен на отдых в отелях после майских праздников
В России нашли способ снизить риск заболеваний у шахтеров
Евросоюз не будет эвакуировать дипмиссию из Киева после предупреждений России
Любовница погибшего во время БДСМ-сессии мужчины выплатит его семье $530 тысяч
Названы страны, из которых чаще всего ведутся DDoS-атаки на системы госуправления РФ
На Западе связали ненависть Каллас к России с необразованностью
В Минобороны сообщили о десятках уничтоженных БПЛА за четыре часа
Все новости