ООН нашла утеплителей климата

ООН обвинила человечество в глобальном потеплении

ООН обвинила человечество в глобальном потеплении. По заключениям экспертов организации, именно деятельность человека привела к тому, что среднегодовая температура растёт, а уровень океана повышается. Впрочем, с данным докладом согласны далеко не все учёные.

Эксперты Международного совета ООН по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC) подготовили четвертый доклад, посвященный глобальному потеплению. Они пришли к выводу, что основной причиной изменения климата на планете стала деятельность человека и что температура на Земле в этом столетии значительно возрастет. Документ объемом 1,6 тыс. страниц, над созданием которого работали более 600 специалистов из целого ряда стран, обнародован в пятницу в Париже на экологическом форуме Climate Change 2007.

«Рост средней температуры на планете, начавшийся в середине XX века, происходит по большей части из-за деятельности человека, которая приводит к повышению концентрации парникового газа в атмосфере», — говорится в докладе, с которым удалось ознакомиться Reuters.

Как отмечает «Би-би-си», документ выдержан в более жесткой манере, чем предыдущие доклады IPCC.

В нем подчеркивается, что предыдущий доклад, выпущенный в 2001 году, слишком умерен. Если доклад 2001 года называл деятельность человечества возможной (от 66% до 90%) причиной потепления, то теперь он дает минимум 90% на то, что именно человек повинен в изменениях климата.

Как отметила старший научный сотрудник Национального управления США по исследованию океанов и атмосферы Сьюзан Соломон, доклад представляет собой «взрыв новых данных», касающихся феномена глобального потепления. Ее коллега, бывший руководитель одной из лабораторий этого управления Джерри Мелман утверждает, в свою очередь, что в отчете приводятся «неопровержимые доказательства» постепенного повышения температуры окружающей среды в результате деятельности человека.

По данным ученых, за истекший период показатели роста уровня мирового океана и повышения температур соответствовали максимальным цифрам, заявленным в докладе 2001 года, а иногда даже превышали их.

В докладе отмечается, что при нынешних темпах повышения температуры и уровня мирового океана, которые часто превышают прогнозируемые, к 2100 году может сложиться следующая ситуация: температура на планете может повыситься на интервал от 1,5 до 6,5 градусов, а уровень моря может подняться на 88 сантиметров.

Доклад 2007 года с полным научным обоснованием опубликуют на сайте IPCC не так скоро, а пока что можно ознакомиться с предыдущим докладом шестилетней давности.

Впрочем, по-прежнему далеко не все ученые поддерживают мнение прикомандированных к ООН экспертов.

Например, сотрудник Пулковской астрономической обсерватории РАН Хабибуло Абдусаматов решил, что к середине XXI века Земле грозит не глобальное потепление, как считает весь научный мир, а глобальное похолодание. К этому выводу он пришел, тщательно изучая долговременные изменения вариаций 11-летних и вековых колебаний солнечной активности. «Глобальное понижение температуры уже наблюдалось во всей Европе, в Северной Америке и Гренландии во время маундеровского минимума солнечной активности (в 1645–1705 годах). В Голландии тогда замерзли все каналы, а в Гренландии вследствие наступления ледников люди были вынуждены оставить часть поселений», — сообщил ученый агентству РИА «Новости».

По расчетам Абдусаматова, в ХХ веке Солнце в целом постепенно увеличивало количество излучаемой им энергии и сейчас поток достиг максимума. Поэтому наблюдаемое глобальное потепление никак не связано с деятельностью человечества, считает астроном. По данным ученого, теперь следует ожидать спада активности Солнца, а затем, с некоторой задержкой, снижения среднегодовой температуры поверхности Земли.

Замерзать Земля начнет в 2012–2013 годах. Минимума солнечная активность достигнет в 2035–2045 годах. А с отставанием на 15–20 лет наступит глубокое похолодание климата.

Есть и еще более экстравагантные мнения. В опубликованной в Astronomische Nachrichte работе доктор Хенрик Свенсмарк из Датского национального космического центра сопоставил колебания климата за последние 600 миллионов лет с движением Солнечной системы по галактике.

Дело в том, что на графике температуры наблюдаются периоды глобальных похолоданий и потеплений длиной в 140 миллионов лет. Кроме того, существуют периодичность в менее глобальных климатических изменениях. Они происходят раз в 34 миллиона лет.

Свенсмарк установил, что глобальные похолодания совпадают с пересечением Солнцем спиральных рукавов галактики.

По мнению датского ученого, это связано с большей насыщенностью рукавов космическими лучами, образующимися при взрывах сверхновых звезд. Меньшие «ледниковые периоды» связываются с пересечением Солнечной системы плоскости Галактики, также более насыщенной космическими лучами.

Как считает датчанин, роль космических лучей в формировании земного климата гораздо выше, чем это считалось ранее.

Однако, чем бы ни было вызвано глобальное потепление, вред, наносимый им природе, уже очевиден. Например, исследования Алана Паундса из заповедника тропического леса «Монтеверд» и Тропического научного центра в Коста-Рике установили истинную причину таинственного исчезновения лягушек из лесов Центральной и Южной Америки, сообщает Nature. Загадка состояла в том, что лягушки исчезали даже из заповедных районов, очень далеких от любой хозяйственной деятельности человека.

Оказалось, что амфибии умерли от болезни, вызванной грибком Batrachochytrium dendrobatidis. Однако, как говорит Паундс, грибок — это пуля, а на спусковой крючок нажало глобальное потепление.

Впервые проведенная в 2004 году глобальная оценка мировой популяции амфибий показала, что уже треть видов находятся на грани вымирания. Были указаны прямые причины исчезновения, однако истоки проблемы нащупать не удавалось. Теперь ученый установил, что повышение ночной температуры в тропиках создало более благоприятные условия для жизнедеятельности Batrachochytrium dendrobatidis. Когда команда Паундса сопоставила хронологию и географию исчезновения земноводных за последние десятилетия с изменениями температуры морской воды и воздуха, то обнаружила полное совпадение: повышение средней температуры приводило к гибели животных. Исследователи видят следующую связь: потепление вызывает большую облачность, что приводит к созданию лучших условий для размножения грибка. Так что фактически им впервые удалось продемонстрировать, как целая группа видов животных исчезает из-за изменений в окружающей среде.